Письмо Минфина РФ от 12 января 2011 года № 03-07-11/05
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- О применении НДС в отношении субсидий, получаемых организацией из федерального бюджета на реализацию проекта, предусматривающего выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ с участием российского высшего учебного заведения, а также об учете в целях налога на прибыль указанных субсидий и расходов, осуществляемых за счет выделяемых субсидий.
- Ответ:
- В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций в отношении субсидий, получаемых организацией из федерального бюджета на реализацию комплексного проекта по созданию высокотехнологичного производства, выполняемого с участием российского высшего учебного заведения, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
- Порядок и условия предоставления указанных субсидий определены Правилами предоставления субсидий на государственную поддержку развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 N 218 (далее - Правила).
- Согласно Правилам субсидии предоставляются на конкурсной основе организациям, которые представляют проект, предусматривающий выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ российскими высшими учебными заведениями, и дополнительно направляют на реализацию проекта собственные средства в размере не менее 100 процентов объема субсидии. При этом не менее 20 процентов указанных средств используется на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Субсидия выделяется организации, отобранной в результате конкурса, на срок от 1 до 3 лет в объеме до 100 млн руб. в год для финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, проводимых российскими высшими учебными заведениями по направлениям проектов.
- В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
- Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), установлен ст. 149 Кодекса. Так, пп. 16 и 16.1 п. 3 ст. 149 Кодекса установлено, что от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается:
- - выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, в том числе федерального бюджета;
- - выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности:
- разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;
- разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);
- создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.
- Таким образом, субсидии, полученные налогоплательщиком из федерального бюджета в качестве оплаты работ, освобождаемых от налогообложения на основе указанных пп. 16 и 16.1 п. 3 ст. 149 Кодекса, не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.
- Согласно пп. 1 п. 2 ст. 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, освобождаемых от налогообложения данным налогом, включаются в стоимость этих товаров (работ, услуг).
- Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с вышеуказанными пп. 16 и 16.1 п. 3 ст. 149 Кодекса, учитываются в стоимости соответствующих товаров (работ, услуг).
- По вопросу налогообложения налогом на прибыль организаций сообщаем.
- Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг регламентировано ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой субсидии указанным лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
- При определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров, работ, услуг, реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса.
- Согласно п. 8 ст. 250 Кодекса внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 Кодекса.
- Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в ст. 251 Кодекса. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в данном перечне не поименованы, в связи с чем учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.
- Таким образом, субсидии, полученные коммерческими организациями на реализацию проекта, предусматривающего выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ российскими вузами, подлежат учету для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов.
- При применении налогоплательщиком метода начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.
- Согласно пп. 2 п. 4 ст. 271 Кодекса для внереализационных доходов в виде безвозмездно полученных денежных средств датой получения дохода признается дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика.
- Таким образом, в целях налогообложения прибыли датой получения доходов в виде субсидий, по нашему мнению, является дата их зачисления на расчетный счет налогоплательщика.
- Порядок учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки в целях налогообложения прибыли регулируется ст. 262 Кодекса.
- В соответствии с п. 2 ст. 262 Кодекса расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство, осуществленные им самостоятельно или совместно с другими организациями (в размере, соответствующем его доле расходов), равно как на основании договоров, по которым он выступает в качестве заказчика таких исследований или разработок, признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок (завершения отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки в порядке, предусмотренном ст. 262 Кодекса.
- Указанные расходы равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение одного года при условии использования указанных исследований и разработок в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования (отдельные этапы исследований).
- Расходы налогоплательщика на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, осуществленные в целях создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, которые не дали положительного результата, также подлежат включению в состав прочих расходов равномерно в течение одного года в размере фактически осуществленных расходов в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 262 Кодекса.
- Следует отметить, что, поскольку расходы, производимые за счет выделяемых субсидий, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, дополнительного налогообложения данных субсидий не имеется.
- Одновременно сообщаем, что направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- Н.А.Комова
- 12.01.2011