» » » Письмо Минфина РФ от 14 января 2011 года № 03-05-06-02

Письмо Минфина РФ от 14 января 2011 года № 03-05-06-02


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ от 14 января 2011 года № 03-05-06-02/5
Принято
Министерством финансов Российской Федерации
  1. Вопрос: Должен ли пенсионер уплачивать налог на имущество физлиц и земельный налог в отношении принадлежащих ему на праве собственности строений и земельного участка, на котором расположены данные строения?
  2. Ответ:
  3. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты налога на имущество физических лиц и земельного налога и сообщает следующее.
  4. В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 2003-1) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
  5. Согласно ст. 2 Закона N 2003-1 объектами налогообложения признаются жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение, доля в праве общей собственности на перечисленное имущество.
  6. На основании п. 2 ст. 4 Закона N 2003-1 пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц.
  7. Таким образом, пенсионеры - собственники недвижимого имущества, располагаемого на земельном участке, не являются налогоплательщиками налога на имущество физических лиц в отношении такого имущества.
  8. При этом отмечаем, что в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона N 2003-1 лица, имеющие право на льготы, указанные в ст. 4 Закона N 2003-1, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
  9. Подпунктом "л" п. 5 Инструкции МНС России от 02.11.1999 N 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" определено, что пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, для получения льготы представляется пенсионное удостоверение.
  10. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика (п. 7 ст. 5 Закона N 2003-1).
  11. Исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами (п. 1 ст. 5 Закона N 2003-1).
  12. Согласно п. 8 ст. 5 Закона N 2003-1 налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс).
  13. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога на имущество физических лиц, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога. Перерасчет суммы налога на имущество физических лиц в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога. Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном ст. ст. 78 и 79 Кодекса (п. п. 10, 11, 12 ст. 5 Закона N 2003-1).
  14. В отношении налогообложения земельных участков отмечаем, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
  15. На основании ст. 387 гл. 31 "Земельный налог" Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
  16. Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 Кодекса).
  17. Статьей 395 Кодекса определен перечень категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного налога. Такая категория налогоплательщиков, как пенсионеры, в данный перечень не включена.
  18. Вместе с тем следует иметь в виду, что согласно п. 2 ст. 387 Кодекса при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
  19. Таким образом, вопросы, связанные с освобождением пенсионеров от уплаты земельного налога, относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований, на территории которых находятся земельные участки, принадлежащие пенсионерам.
  20. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
  21. С.В.Разгулин
  22. 14.01.2011

Предыдущая новость - Письмо ФНС РФ от 12.01.2011 N КЕ-4-3

Следующая новость - Письмо Минфина РФ от 17 января 2011 года № 03-03-06