Вопрос: ...Должны ли юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения, при получении бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов оплачивать сбор за пользование объектами животного мира? Могут ли указанные юридические лица и индивидуальные предприниматели являться органами, выдавшими разрешения на добычу охотничьих ресурсов (по смыслу п. 3 ст. 333.5 НК РФ)? (Письмо Минфина РФ от 03.02.2011 N 03-06-06-03/1)
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос: С 1 апреля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ, в соответствии с которым право на добычу охотничьих ресурсов возникает у юридических и физических лиц с момента получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ).
- На основании ст. 29 Федерального закона N 209-ФЗ разрешения на добычу охотничьих ресурсов выдаются физическим лицам и юридическим лицам, у которых возникло право на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с настоящим Федеральным законом. Данные нормы не содержат разграничения понятий "разрешение" и "бланки разрешений".
- Согласно п. 5 Порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов (далее - Порядок), утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.04.2010 N 121, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, по их заявкам органами государственной власти (далее - уполномоченные органы) в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 32 - 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ, предоставляются бланки разрешений для последующей выдачи разрешений лицам, указанным в п. 4 данного Порядка.
- В соответствии с п. 4 Порядка выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов (далее - разрешение) осуществляется:
- 1) физическому лицу, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранному гражданину, временно пребывающему в Российской Федерации и заключившему договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства, в случаях осуществления им охоты:
- - в закрепленных охотничьих угодьях - юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения;
- - в общедоступных угодьях - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- - на особо охраняемых природных территориях - природоохранными учреждениями, предусмотренными законодательством об особо охраняемых природных территориях;
- 2) физическому лицу, являющемуся работником юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполняющим обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов, на основании трудового или гражданско-правового договора, - юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения.
- Как видно из Порядка, бланк разрешения не является разрешением на добычу охотничьих ресурсов.
- Исходя из сложившейся практики юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения, при получении бланков разрешений у уполномоченного органа уплачивается сбор за пользование объектами животного мира.
- Однако в силу п. 1 ст. 333.1 НК РФ плательщиками сбора признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории Российской Федерации.
- Согласно п. 20 Порядка выдача разрешений осуществляется на основании предъявляемых заявителем (физическим лицом) охотничьего билета, основного документа, подтверждающего личность, и документа, подтверждающего оплату сбора. При выдаче разрешения уполномоченным органом заявитель также представляет документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за представления разрешения на добычу объектов животного мира.
- В соответствии с п. 3 ст. 333.5 НК РФ уплата сбора за пользование объектами животного мира производится плательщиками по месту нахождения органа, выдавшего разрешение на добычу объектов животного мира.
- Уполномоченным органом при выдаче разрешений физическим лицам в общедоступных угодьях является комитет охотничьего и рыбного хозяйства субъекта РФ.
- В соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ на закрепленные территории разрешения выдают юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения.
- Юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения и осуществляющие деятельность в сфере охотничьего хозяйства на территории субъекта РФ, зарегистрированы как на территории данного субъекта РФ, так и на территории других субъектов РФ (у большинства без создания обособленных подразделений на территории области).
- Данный сбор по ставке 100% зачисляется в консолидированный бюджет субъекта РФ.
- Должны ли юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения, при получении бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов оплачивать сбор за пользование объектами животного мира?
- Могут ли указанные юридические лица и индивидуальные предприниматели являться органами, выдавшими разрешения на добычу охотничьих ресурсов (по смыслу п. 3 ст. 333.5 НК РФ)?
- Ответ:
- В соответствии с письмом по вопросу разъяснения порядка уплаты сбора за пользование объектами животного мира Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
- Согласно ст. 333.1 гл. 25.1 "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками сбора за пользование объектами животного мира признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории Российской Федерации.
- В соответствии со ст. ст. 333.6 и 333.7 Кодекса органы, выдающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира, не позднее 5-го числа каждого месяца представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о выданных разрешениях, сумме сбора, подлежащей уплате по каждому разрешению, а также сведения о сроках уплаты сбора, а организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами животного мира по разрешению на добычу объектов животного мира, представляют в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего указанное разрешение, сведения о полученных разрешениях на добычу объектов животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов не позднее 10 дней с даты получения такого разрешения.
- При этом по истечении срока действия разрешения на добычу объектов животного мира организации и индивидуальные предприниматели вправе обратиться в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего указанное разрешение, за зачетом или возвратом сумм сбора по нереализованным разрешениям на добычу объектов животного мира, выданным уполномоченным органом, осуществляемым в порядке, установленном гл. 12 Кодекса, при условии представления документов, перечень которых утверждается федеральным налоговым органом.
- Согласно положениям Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) разрешение на добычу охотничьих ресурсов является документом, удостоверяющим право на добычу охотничьих ресурсов, возникающее у физических и юридических лиц по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом N 209-ФЗ, с момента выдачи указанного разрешения, поскольку любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных.
- Полномочия по утверждению формы разрешения на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи такого разрешения, а также порядка оформления и выдачи такого разрешения возложены на органы государственной власти Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а полномочия по заключению охотхозяйственных соглашений (в том числе выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации) - на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
- Выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов физическим лицам, осуществляющим охоту в общедоступных охотничьих угодьях, производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а при осуществлении охоты в закрепленных охотничьих угодьях - юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации охотхозяйственные соглашения.
- Данное соглашение содержит ряд условий, в том числе сведения о видах разрешенной охоты в границах охотничьего угодья, обязательство органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение, право на добычу охотничьих ресурсов в порядке, установленном Законом N 209-ФЗ, путем своевременной выдачи им бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов для последующей выдачи таких разрешений физическим лицам, а также информацию о годовом размере сборов за пользование объектами животного мира.
- Исходя из системного анализа норм законодательства о налогах и сборах и законодательства, регулирующего отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, полагаем, что плательщиками сбора за пользование объектами животного мира могут признаваться как физические лица, так и организации и индивидуальные предприниматели, заключившие с органом государственной власти субъекта Российской Федерации охотхозяйственное соглашение и получающие от них бланки разрешений на добычу охотничьих животных для последующей реализации их физическим лицам, осуществляющим охоту в закрепленных охотничьих угодьях, и, соответственно, указанные организации и индивидуальные предприниматели не могут являться органами, выдающими в установленном порядке разрешения на добычу охотничьих ресурсов в смысле п. 3 ст. 333.5 Кодекса.
- Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- Р.А.Саакян
- 03.02.2011