» » » Письмо Минфина РФ от 01 февраля 2011 года № 03-03-06

Письмо Минфина РФ от 01 февраля 2011 года № 03-03-06


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ от 01 февраля 2011 года № 03-03-06/1/47
Принято
Министерством финансов Российской Федерации
  1. Вопрос: ЗАО, являясь биржевым брокером, внедрило корпоративную информационную систему (далее - КИС).
  2. КИС позволяет использовать электронную цифровую подпись (далее - ЭЦП) при подписании электронных документов с клиентами (физическими и юридическими лицами), присоединившимися к данной системе. В перечень документов, подписание которых возможно осуществлять с помощью КИС, входит акт сдачи-приемки, являющийся в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ первичным учетным документом. Форма электронного акта сдачи-приемки соответствует требованиям, предъявляемым п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ.
  3. В соответствии с п. 1 ст. 248 НК РФ доходы определяются на основании первичных документов и иных документов, подтверждающих получение дохода. В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются документально подтвержденные затраты.
  4. Правомерно ли принимать к бухгалтерскому учету и в целях исчисления налога на прибыль расходы и доходы, первичные учетные документы по которым составлены в электронном виде и заверены ЭЦП? Будут ли являться доходы и расходы, подтвержденные электронными документами, содержащими ЭЦП, надлежаще подтвержденными доходами (расходами)?
  5. Необходимо ли ЗАО осуществлять изготовление бумажных копий электронных документов, формируемых, получаемых и передаваемых в электронном виде с использованием системы электронного документооборота? Какой существует порядок оформления электронных документов на бумажном носителе в целях представления по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством РФ? Необходимо ли заверять бумажную копию электронного документа подписью ответственного лица и печатью общества?
  6. Ответ:
  7. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов и сообщает следующее.
  8. В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
  9. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
  10. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  11. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
  12. Согласно п. п. 1, 2 и 7 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
  13. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 вышеуказанного Федерального закона.
  14. Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.
  15. Пунктами 1 и 2 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" установлено, что целью данного Федерального закона является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.
  16. Действие вышеуказанного Федерального закона распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях.
  17. В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.
  18. Таким образом, документ, оформленный в электронном виде и подписанный электронной цифровой подписью, может являться документом, подтверждающим расходы, осуществленные налогоплательщиком, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.
  19. По требованию государственных органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, документы, оформленные в электронном виде и подписанные электронной цифровой подписью, должны быть распечатаны и заверены подписью руководителя организации и главного бухгалтера или уполномоченными ими на то лицами.
  20. Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
  21. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
  22. С.В.Разгулин
  23. 01.02.2011

Предыдущая новость - О товарном знаке «EEPE3KA

Следующая новость - Письмо Минфина РФ от 02 февраля 2011 года № 03-05-05-02