О применении Федерального закона N 115-ФЗ
- Принято
- Центральным банком Российской Федерации
- О ПРИМЕНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 115-ФЗ
- Департамент финансового мониторинга и валютного контроля рассмотрел обращение Ассоциации российских банков от 01.12.2010 N А-02/5-912 и с учетом позиции Юридического департамента сообщает следующее.
- Банк России не наделен правом официального толкования норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон). Вместе с тем считаем возможным высказать мнение по поставленным в обращении вопросам.
- По первому и второму вопросам.
- В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 статьи 7 Федерального закона.
- В соответствии с абзацем 7 подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона в числе сведений, которые кредитная организация обязана документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган по подлежащим обязательному контролю операциям, указаны сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
- Полагаем, что сопоставление вышеуказанных норм статьи 7 Федерального закона свидетельствует о том, что в целях его исполнения представителем физического или юридического лица следует считать лицо, совершающее операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет физического или юридического лица, полномочия которого подтверждены доверенностью, договором, законом либо актом уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
- Кроме того, следует принимать во внимание положения главы 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Так, согласно статье 182 ГК РФ представителем является лицо, действующее от имени другого лица, в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
- Кроме того, учитывая положения статьи 53 ГК РФ, а также положения федеральных законов, определяющих порядок создания, реорганизации, ликвидации и правовое положение различных юридических лиц, в частности, Федерального закона "Об акционерных обществах" (статья 69) и Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" (статья 40), полагаем, что представителем юридического лица является также единоличный исполнительный орган юридического лица.
- Учитывая, что одним из критериев, определяющих необходимость идентификации представителя клиента, является осуществление операции с денежными средствами, полагаем, что если полномочия лиц, указанных в пунктах б), в) и г) вопроса (лиц, которым предоставлены права по снятию/зачислению денежных средств со/на счета юридического лица, передаче в банк расчетных документов или распоряжений на осуществление операций/сделок по счету клиента, то есть права на совершение действий, в результате которых в дальнейшем будут совершаться операции по счету клиента - юридического лица), подтверждены, в том числе, доверенностью или договором, либо физическое лицо является единоличным исполнительным органом юридического лица, таких лиц, в целях Федерального закона, следует считать представителями клиента.
- По третьему и четвертому вопросам.
- Во исполнение требований подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона кредитная организация обязана проводить мероприятия по установлению в отношении представителя клиента сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона, при этом их достоверность должна быть подтверждена с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий.
- В то же время требование в отношении идентификации физических лиц, установленное подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона, носит общий характер и распространяется как на физических лиц - граждан Российской Федерации, так и на физических лиц - иностранных граждан и лиц без гражданства.
- С учетом изложенного полагаем, что при проведении идентификации представителя клиента - физического лица кредитная организация вправе запрашивать только те документы, которыми физическое лицо обязано располагать в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Согласно абзацу 5 пункта 5 статьи 7 Федерального закона кредитным организациям запрещается заключать договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае непредставления клиентом, представителем клиента документов, необходимых для идентификации клиента, представителя клиента в случаях, установленных Федеральным законом.
- По пятому вопросу.
- Полагаем, что идентификацию представителя, являющегося единоличным исполнительным органом юридического лица, следует проводить в момент открытия банковского счета юридическому лицу. Идентификацию иных лиц, являющихся представителями физического либо юридического лица, следует проводить в момент, когда указанные лица будут обозначены клиентом в качестве его представителей.
- По шестому вопросу.
- В соответствии с пунктом 3.1 Положения Банка России от 19.08.2004 N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение N 262-П) кредитные организации могут проводить упрощенную идентификацию физических лиц, в частности, при осуществлении ими банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, предусмотренных Инструкцией Банка России от 28.04.2004 N 113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц" (далее - Инструкция Банка России N 113-И).
- С 01.11.2010 вступила в силу Инструкция Банка России от 16.09.2010 N 136-И "О порядке осуществления уполномоченными банками (филиалами) отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц" (далее - Инструкция N 136-И), которой Инструкция Банка России N 113-И признана утратившей силу.
- Издание Инструкции N 136-И было обусловлено, в первую очередь, принятием Банком России Указания от 02.04.2010 N 2423-У "О переводе обменных пунктов в статус иных видов внутренних структурных подразделений кредитных организаций (филиалов кредитных организаций), о закрытии обменных пунктов и об упорядочении деятельности внутренних структурных подразделений", в соответствии с которым кредитные организации не вправе открывать обменные пункты.
- Кроме того, Инструкцией N 136-И были внесены изменения в перечень операций с наличной иностранной валютой и чеками, преимущественно технического характера, которые осуществляются уполномоченными банками (их филиалами).
- Учитывая изложенное, полагаем, что с 01.11.2010 кредитными организациями может проводиться упрощенная идентификация физических лиц при осуществлении ими операций, указанных в главе 3 Инструкции N 136-И.
- Заместитель директора
- И.В.ЯСИНСКИЙ