По вопросу передачи автомобильных дорог общего пользования федерального значения в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги»
- Принято
- Федеральной налоговой службой России
- Федеральная налоговая служба, рассмотрев запрос Министерства транспорта Российской Федерации, сообщает следующее.
- Федеральным законом от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 145-ФЗ) установлено правовое положение, цели создания и деятельности, порядок создания, реорганизации и ликвидации некоммерческой организации - Государственной компании "Российские автомобильные дороги", а также особенности осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, находящихся в доверительном управлении указанной некоммерческой организации, и использования земельных участков для осуществления деятельности указанной некоммерческой организации.
- В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 29 Федерального закона N 145-ФЗ передача автомобильных дорог в доверительное управление Государственной компании осуществляется федеральным органом исполнительной власти (Федеральное дорожное агентство Минтранса России), осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем автомобильных дорог общего пользования федерального значения, находящихся в федеральной собственности и подлежащих передаче в доверительное управление Государственной компании, по передаточному акту, подписанному указанным федеральным органом исполнительной власти и Государственной компанией. До передачи автомобильных дорог, в доверительное управление Государственной компании федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, прекращает в установленном порядке право оперативного управления федерального государственного учреждения, подведомственного указанному федеральному органу исполнительной власти, в отношении указанных автомобильных дорог.
- Распоряжением Росавтодора от 30.03.2010 N 249-р "О прекращении права оперативного управления федеральных государственных учреждений, подведомственных Федеральному дорожному агентству, в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения, передаваемых в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги" право оперативного управления прекращается с даты подписания Федеральным дорожным агентством и Государственной компанией "Российские автомобильные дороги" передаточных актов в отношении передаваемых в доверительное управление компании указанных автомобильных дорог.
- В соответствии с пунктом 5 статьи 1012 Гражданского кодекса особенности доверительного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения устанавливаются законом.
- Согласно пунктам 7 и 8 статьи 29 Федерального закона N 145-ФЗ правомочия доверительного управляющего в отношении автомобильных дорог, передаваемых в доверительное управление Государственной компании, осуществляются Государственной компанией с даты подписания соответствующего передаточного акта и передача автомобильных дорог общего пользования федерального значения в доверительное управление Государственной компании не подлежит государственной регистрации.
- Пунктами 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц и к федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения" (далее - Постановление) перечислены автомобильные дороги, находящиеся в федеральной собственности.
- Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 N 2133-р "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования федерального значения, находящихся в федеральной собственности и подлежащих первоначальной передаче в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги" в доверительное управление передавались автомобильные дороги общего пользования:
- 1. М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска;
- 2. М-1 "Беларусь" - от Москвы до границы с Республикой Беларусь (на Минск, Брест).
- Указанные автодороги включены в перечень, утвержденный Постановлением, и находятся в собственности Российской Федерации.
- В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, которые составляют государственную казну Российской Федерации.
- Таким образом, автомобильные дороги, перечисленные выше, являются имуществом государственной казны.
- Пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьей 378 Кодекса.
- В соответствии с нормами Инструкции по бюджетному учету N 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету", утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее - Инструкция N 148-н) (с 01.01.2011 года утратила силу в связи с утверждением Приказа Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению (далее - Инструкция N 157н)", действие которой распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2009 года, объекты основных средств, к которым относятся материальные объекты основных фондов, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд учреждений, находящееся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, независимо от стоимости объектов со сроком полезного использования более 12 месяцев учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 010100000 "Основные средства" (010101000 - 010109000) с отражением начисленной суммы амортизации на соответствующих аналитических счетах 010401000 - 010409000.
- В отношении имущества государственной (муниципальной) казны отмечаем, что Инструкцией по бюджетному учету N 148н и Инструкцией N 157н предусмотрен обособленный учет имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, на счете 010800000 "Нефинансовые активы имущества казны" с отражением сумм начисленной амортизации на соответствующих счетах аналитического учета счета 010400000 "Амортизация" (010410410, 010411410, 010412420).
- При этом в соответствии со структурой плана счетов бюджетного учета имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, являясь нефинансовыми активами, к объектам основных средств в целях бюджетного учета не относится.
- Следовательно, имущество государственной (муниципальной) казны с 1 января 2009 года не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.
- Согласно пункту 1 статьи 83 Кодекса в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества.
- Сведения о недвижимом имуществе и об их владельце, необходимые для постановки на учет, поступают в налоговые органы от органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Кодекса.
- Учитывая, что передача автомобильных дорог общего пользования федерального значения в доверительное управление Государственной компании не подлежит государственной регистрации, а также принимая во внимание, что имущество государственной (муниципальной) казны не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций, постановка на учет Министерства транспорта Российской Федерации в налоговом органе по месту нахождения указанного имущества не осуществляется.
- А.С.ПЕТРУШИН