О применении Федерального закона N 115-ФЗ
- Принято
- Центральным банком Российской Федерации
- Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России рассмотрел обращение Ассоциации российских банков от 25.05.2011 N А-02/5-364 и сообщает, что Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон) не наделяет Банк России полномочиями давать толкование по вопросам его применения. Вместе с тем, считаем возможным сообщить мнение Департамента, не являющееся официальным толкованием Федерального закона.
- 1 - 2. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона установлена обязанность кредитных организаций идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 статьи 7 Федерального закона.
- Согласно статье 3 Федерального закона, клиент, это физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.
- Исходя из указанной нормы Федерального закона полагаем, что клиентами являются лица, которым кредитная организация оказывает услугу на разовой или постоянной основе либо при осуществлении банковских операций, закрытый перечень которых указан в части 1 статьи 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" либо при осуществлении иных сделок, открытый перечень которых указан в части 2 статьи 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
- В соответствии со статьей 824 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору финансирования под уступку денежного требования (факторинга) одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.
- Учитывая, что в рассматриваемом в письме случае, третье лицо (должник), которое впоследствии должно произвести платеж кредитной организации (финансовому агенту), не находится на обслуживании в кредитной организации, т.е. не является ее клиентом, то по нашему мнению, в этом случае кредитная организация не обязана идентифицировать данное лицо (должника).
- Вместе с тем, если упомянутое лицо (должник) открывает в данной кредитной организации банковский счет (в том числе для возврата задолженности) либо возвращает долг наличными денежными средствами в соответствии с действующим законодательством, то его следует рассматривать в качестве лица, находящегося на обслуживании (клиента), и идентифицировать в порядке и объеме, определенными Федеральным законом и Положением Банка России от 19.08.2004 N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение N 262-П).
- Относительно идентификации выгодоприобретателя сообщаем, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона выгодоприобретателем является лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом. В этой связи полагаем, что в данном случае должника не следует рассматривать в качестве выгодоприобретателя.
- 3 - 4. Полагаем, что в целях установления требуемых для идентификации клиента сведений кредитная организация вправе использовать любые доступные на законных основаниях достоверные источники информации.
- Таким образом, полагаем допустимым использование выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в качестве источника информации и сведений, требуемых для идентификации клиента - юридического лица, независимо от того представлена выписка клиентом либо получена кредитной организацией самостоятельно в электронном виде с использованием Web-технологии посредством установления доступа к разделам сайта ФНС России в сети Интернет (в соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления в электронном виде открытых и общедоступных сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом ФНС России от 31.03.2009 N ММ-7-6/148@).
- 5. Неисполнение кредитной организацией требований об идентификации представителя клиента является нарушением Федерального закона, за которое к кредитной организации могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- 6. Полагаем что, в случае, изложенном в шестом абзаце ответа на вопросы 1 - 2, если клиент кредитной организации будет иметь соответствующие полномочия действовать от имени должника при возврате уступленной задолженности наличными средствами, его можно будет рассматривать в качестве представителя должника.
- Заместитель директора
- А.В.ОДИНЦОВ