Письмо Минфина РФ от 01 августа 2011 года № 03-03-06/4/85
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- Финансирование строительства новых объектов, реконструкции и модернизации действующих объектов ГУП осуществляется госзаказчиком за счет средств бюджета субъекта РФ по адресной инвестиционной программе. Имущество, приобретенное за счет бюджетных средств, вносится в уставный фонд ГУП с одновременным закреплением за ГУП на праве хозяйственного ведения.
- Фактическая эксплуатация имущества начинается с момента подписания акта государственной комиссии о приемке законченного строительством объекта.
- Процедура постановки объектов на баланс ГУП состоит из следующих этапов:
- - на балансе госзаказчика осуществляются учет и формирование инвентарной стоимости объектов;
- - совместно с ГУП производится оформление актов о приеме-передаче объектов основных средств;
- - утвержденные со стороны ГУП и госзаказчика акты передаются в Комитет по управлению государственным имуществом.
- Комитет по управлению государственным имуществом издает распоряжение об увеличении уставного фонда ГУП и закреплении за ним имущества на праве хозяйственного ведения. Процедура оформления документов при закреплении права хозяйственного ведения занимает длительный период времени, а по объектам недвижимости этот период увеличивается на время проведения государственной регистрации.
- С момента начала эксплуатации объектов ГУП получает доходы от перевозки пассажиров и осуществляет расходы на текущее содержание этих объектов.
- Каков порядок учета в целях налога на прибыль расходов, связанных со строительством новых объектов, реконструкцией и модернизацией действующих объектов ГУП?
- Правомерно ли учитывать в целях налога на прибыль расходы по содержанию новых объектов ГУП, не прошедших процедуру закрепления на праве хозяйственного ведения?
- Ответ:
- В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо о порядке учета для целей налогообложения прибыли организаций расходов, связанных со строительством новых объектов, реконструкцией и модернизацией действующих объектов унитарного предприятия, не прошедших процедуру закрепления на праве хозяйственного ведения, и сообщается следующее.
- В соответствии с п. 1 ст. 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.
- Пунктом 5 данной статьи БК РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, влечет соответствующее увеличение уставного фонда государственного (муниципального) унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством о государственных (муниципальных) унитарных предприятиях.
- Приобретенные за счет государственных инвестиций объекты недвижимости, оборудование и средства производства подлежат закреплению за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения с одновременным увеличением уставного фонда на стоимость закрепляемого имущества (ст. 14 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ)).
- Пунктом 2 ст. 11 Закона N 161-ФЗ установлено, что право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.
- Для целей налогообложения принимаются расходы, отвечающие требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Расходы должны быть обоснованными, документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом следует иметь в виду, что перечень расходов является открытым (за исключением расходов, установленных ст. 270 НК РФ).
- Расходы, произведенные федеральным государственным унитарным предприятием за счет средств, полученных от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа, учитываются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций при условии соответствия этих расходов критериям, предусмотренным ст. 252 НК РФ, в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.
- Амортизируемое имущество, признаваемое таковым в соответствии с положениями ст. 256 НК РФ, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.
- Данные средства учитываются после принятия собственником решения об увеличении уставного фонда и регистрации изменений в учредительных документах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- При этом необходимо учитывать, что на основании п. 11 ст. 258 НК РФ основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. В соответствии с п. 4 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.
- Таким образом, по нашему мнению, начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества унитарного предприятия, подлежащего государственной регистрации, не прошедшего процедуру закрепления и (или) государственной регистрации на праве хозяйственного ведения по причине длительной процедуры оформления документов, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором эти объекты были введены в эксплуатацию, при выполнении условий, связанных с принятием собственником решения об увеличении уставного фонда и регистрации изменений в учредительных документах в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также с документальным подтверждением факта подачи документов на регистрацию указанных прав.
- Расходы на реконструкцию и модернизацию основных средств в целях налогообложения прибыли увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств и подлежат списанию для целей налогообложения через механизм амортизации в соответствии со ст. ст. 256 - 259.3 НК РФ. При этом на основании п. 9 ст. 258 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ. Каких-либо особенностей в отношении признания данных расходов унитарных предприятий, произведенных за счет бюджетных инвестиций, полученных в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой, положениями вышеуказанных статей НК РФ не предусмотрено.
- Таким образом, расходы на реконструкцию и модернизацию объектов, находящихся в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий, произведенные за счет бюджетных инвестиций, полученных в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой, учитываются в целях налогообложения прибыли в вышеизложенном порядке.
- Что касается вопроса о порядке налогового учета расходов по содержанию новых объектов метрополитена, то принимая во внимание, что указанные расходы не конкретизированы, предоставить обоснованный ответ не представляется возможным.
- Одновременно сообщаем, что направляемое письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
- Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- И.В.Трунин
- 01.08.2011