Письмо Минфина РФ от 25 августа 2011 года № 03-04-05/7-599
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- В 2011 г. (до момента реорганизации) работник обратился в организацию с заявлением о предоставлении имущественного налогового вычета по НДФЛ и представил уведомление налогового органа о праве на получение указанного вычета.
- В середине мая 2011 г. организация была реорганизована в форме преобразования на условиях универсального (полного) правопреемства. С момента реорганизации с доходов работника в виде зарплаты НДФЛ удерживается в полном объеме, поскольку в уведомлении указано наименование организации до ее реорганизации.
- Согласно п. 3 ст. 220 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета у одного налогового агента по своему выбору при подтверждении налоговым органом права на имущественный вычет.
- Таким образом, налоговый орган подтверждает право налогоплательщика на имущественный вычет по НДФЛ, а налогоплательщик сам решает, какому налоговому агенту предоставить данное уведомление. В данном случае запрет касается лишь одновременного получения вычета у нескольких налоговых агентов и не может быть распространен на последовательное в течение года получение имущественного вычета у отдельных налоговых агентов, если в силу определенных причин налогоплательщик не смог воспользоваться правом на вычет в полном объеме у одного налогового агента.
- Согласно Письму Минфина России от 13.11.2010 N 03-04-06/7-267 в случае если налогоплательщик не смог воспользоваться имущественным вычетом в полном объеме в налоговом периоде в связи с реорганизацией налогового агента, он вправе подать заявление в инспекцию о предоставлении нового (повторного) уведомления о подтверждении права на вычет у другого налогового агента.
- Однако судебная практика свидетельствует о возможности предоставления вычета одним налоговым агентом на основании уведомления, выданного налоговым органом на имя другого налогового агента (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.06.2007 N А33-17346/06-Ф02-3684/07).
- При реорганизации организации трудовой договор с работником не прекратился и условия труда работника не изменились, однако в связи с тем, что изменилась организационно-правовая форма и наименование организации, ей присваивается новый ИНН, что формально не соответствует данным ранее выданного уведомления.
- Вправе ли реорганизованная организация продолжить предоставление имущественного налогового вычета по уведомлению, выданному ранее (до реорганизации), или же работнику необходимо обратиться в налоговый орган для получения нового уведомления?
- Справка о доходах по форме 2-НДФЛ не предусматривает возможности указания в ней информации о двух уведомлениях налогового органа. Как правильно должна быть оформлена указанная справка для целей предоставления в налоговый орган декларации по НДФЛ?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу предоставления налоговым агентом имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
- Исходя из положений ст. ст. 57, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации преобразование одного юридического лица в другое является одной из форм реорганизации юридического лица.
- Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.
- В соответствии с п. 3 ст. 220 Кодекса имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса, может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю (налоговому агенту) при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет налоговым органом по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2009 N ММ-7-3/714@.
- Налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета у одного налогового агента по своему выбору. Налоговый агент обязан предоставить имущественный налоговый вычет при получении от налогоплательщика подтверждения права на имущественный налоговый вычет, выданного налоговым органом.
- Если налогоплательщик в налоговом периоде не смог воспользоваться имущественным налоговым вычетом в полном объеме у налогового агента в связи с его реорганизацией, то налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о предоставлении нового (повторного) уведомления о подтверждении права на имущественный налоговый вычет у другого налогового агента.
- При этом для подтверждения налоговым органом права налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета необходимо к указанному заявлению представить справку по форме 2-НДФЛ, выданную налоговым агентом до реорганизации юридического лица по доходам налогоплательщика с начала налогового периода до даты прекращения деятельности данного юридического лица.
- Налоговый орган определяет остаток имущественного налогового вычета, на который может претендовать налогоплательщик, с учетом имущественного налогового вычета, предоставленного в последнем налоговом периоде налоговым агентом до его реорганизации, и выдает уведомление о подтверждении права налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета у нового налогового агента.
- Если налогоплательщик по окончании налогового периода не смог воспользоваться имущественным налоговым вычетом в полном объеме, то он вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении нового (повторного) уведомления о подтверждении права на имущественный налоговый вычет. При этом налогоплательщик представляет в налоговый орган две справки по форме 2-НДФЛ: выданную предыдущим налоговым агентом до реорганизации юридического лица по доходам налогоплательщика с начала налогового периода до даты прекращения деятельности данного юридического лица и выданную новым налоговым агентом по доходам налогоплательщика с даты государственной регистрации вновь возникшего юридического лица до окончания налогового периода.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 25.08.2011