» » » Письмо от 26 августа 2011 года № 03-03-06

Письмо от 26 августа 2011 года № 03-03-06


Российская Федерация
Письмо от 26 августа 2011 года № 03-03-06/1/521
Принято
Департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
  1. Вопрос:
  2. ООО планирует внедрить механизм обмена товарной накладной (ТОРГ-12) в электронном виде с подписанием электронно-цифровой подписи с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации (ЭЦП).
  3. Между нами и покупателем заключено "Соглашение об организации электронного взаимодействия", в соответствии с которым достигнуто взаимное согласие о наличии совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки документов с ЭЦП.
  4. 1. Правомерно ли принимать к бухгалтерскому учету и в целях исчисления налога на прибыль расходы и доходы, первичные учетные документы по которым составлены в электронном виде и заверены ЭЦП?
  5. 2. Какой существует порядок оформления электронных документов на бумажном носителе в целях представления по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством РФ?
  6. 3. Необходимо ли заверять бумажную копию электронного документа подписью ответственного лица и печатью общества?
  7. Ответ:
  8. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 16 августа 2011 г. о применении электронной подписи и по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, сообщает следующее.
  9. В соответствии со статьей 255 Налогового кодекса Российской Федерации под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
  10. Согласно пунктам 1, 2 и 7 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
  11. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные пунктом 2 статьи 9 вышеуказанного Федерального закона.
  12. Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.
  13. Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, регулирует Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
  14. Согласно статье 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
  15. Таким образом, документ, оформленный в электронном виде и подписанный квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью), может являться документом, подтверждающим расходы, осуществленные налогоплательщиком, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.
  16. В соответствии со статьей 93 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по установленным форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
  17. Порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи установлен приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. N ММВ-7-2/168@ "Об утверждении Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" (зарегистрирован в Минюсте России 28 марта 2011 г. N 20303).
  18. Если истребуемый у налогоплательщика документ составлен в электронном виде не по установленным форматам, представление документа производится на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью).
  19. Заместитель директора Департамента
  20. С.В. Разгулин

Предыдущая новость - Письмо Минфина РФ от 19 августа 2011 года № 03-04-08

Следующая новость - Письмо Минфина РФ от 17 августа 2011 года № 03-05-06-02