Письмо Минфина РФ от 02 сентября 2011 года № 03-02-07/1-315
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- Каким образом возможно без начисления штрафных санкций применить на практике право на проведение зачета, предусмотренное ст. 78 НК РФ, если налогоплательщик, в силу объективных обстоятельств, не имеет возможности досрочно исчислить налог и досрочно подать заявление о зачете, а налоговый орган не может произвести зачет, пока ему не станет известна сумма, подлежащая зачету (до подачи налогоплательщиком декларации)?
- Правомерно ли начисление пени за просрочку исполнения обязанности по уплате налога, если заявление о зачете подано налогоплательщиком за 5 дней до последнего дня уплаты налога, а решение о зачете налоговый орган выносит на десятый день после подачи заявления о зачете и при этом начисляет пени за 9 дней?
- Правомерно ли исчисление срока для принятия решения налоговым органом в рабочих днях, а исчисление просрочки для начисления пени - в календарных днях?
- Ответ:
- В соответствии с письмом в Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики повторно рассмотрены вопросы о практике применения ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в части зачета сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящей уплаты этого или других налогов и сообщается следующее.
- Согласно п. 9.20 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, в Минфине России не рассматриваются обращения, относящиеся к вопросам правоприменительной практики.
- В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию, указанную в этом подпункте, в том числе о законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.
- Вместе с тем представляется целесообразным отметить, что в Письме Департамента от 25.07.2011 N 03-02-07/1-260 указывается об установленном ст. 78 Кодекса порядке зачета сумм излишне уплаченного налога, в том числе в счет предстоящих платежей. При отсутствии у налогоплательщика недоимки по иным налогам налоговый орган не вправе самостоятельно без заявления налогоплательщика проводить зачет сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящей уплаты этого или других налогов.
- Статьей 78 Кодекса предусмотрено право налогоплательщика представить в налоговый орган заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей. В этом заявлении налогоплательщик вправе не указывать конкретную сумму предстоящего платежа, в счет которого он просит зачесть сумму излишне уплаченного налога.
- Реализуя свое право на зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей, налогоплательщик изыскивает возможность скорейшего представления в налоговый орган соответствующего заявления, не допуская возникновения недоимки по указанным платежам.
- Подпунктом 5.1 п. 1 ст. 21 Кодекса предусмотрено право налогоплательщика на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.
- В силу абз. 1 п. 3 ст. 75 Кодекса пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
- Конституционным Судом Российской Федерации неоднократно отмечалось, что по смыслу ст. 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Бесспорный порядок взыскания этих платежей с налогоплательщика - юридического лица вытекает из обязательного и принудительного характера налога в силу закона (Постановление от 17.12.1996 N 20-П, Определения от 04.07.2002 N 202-О, от 07.12.2010 N 1572-О-О).
- Сроки выполнения должностными лицами налоговых органов конкретных обязанностей установлены Кодексом в рабочих днях, поскольку должностные лица налоговых органов выполняют свои обязанности в рабочее время в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 02.09.2011