Письмо Минфина РФ от 11 октября 2011 года № 03-03-06/1/661
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- Согласно Письму Минфина России от 21.03.2011 N 03-03-06/1/164 документами, подтверждающими освобождение от уплаты налога на прибыль организаций в соответствии с пп. 31 п. 1 ст. 251 НК РФ при выплате эмитентом дивидендов по акциям, составляющим имущество негосударственного пенсионного фонда, находящегося в доверительном управлении управляющей компании, являются:
- 1) договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений между доверительным управляющим и страховщиком по обязательному пенсионному страхованию;
- 2) оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие приобретение ценных бумаг доверительным управляющим;
- 3) документы, предоставленные доверительным управляющим, осуществляющим учет имущества, переданного в доверительное управление.
- ОАО выплачивает дивиденды организации - доверительному управляющему средствами пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, полученных организациями, выступающими в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию.
- Для целей льготного налогообложения налогом на прибыль доходов в виде дивидендов организация - доверительный управляющий НПФ предоставила ОАО документы: договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений между доверительным управляющим и страховщиком по обязательному пенсионному страхованию; документы, подтверждающие приобретение ценных бумаг доверительным управляющим. ОАО как налоговый агент удержало налог на прибыль с дивидендов по ставке 9%.
- Необходимо ли организации - доверительному управляющему НПФ предоставлять ОАО помимо указанных документов также документы, подтверждающие, что именно денежные средства накопительной части трудовой пенсии направлены на приобретение ценных бумаг эмитента (ОАО), с целью применения ОАО пп. 31 п. 1 ст. 251 НК РФ при исчислении налога на прибыль?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу исполнения организацией обязанностей налогового агента при выплате своим акционерам дохода в виде дивидендов и сообщает, что в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Консультирование указанных лиц по выбору наиболее оптимального для налогоплательщика порядка уплаты налога, проведение экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, методик оценки показателей хозяйственной деятельности этих лиц, а также оценка конкретных хозяйственных операций к обязанностям Минфина России не относятся.
- Одновременно сообщаем, что при выплате дивидендов акционерам, являющимся доверительными управляющими средствами пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, полученных организациями, выступающими в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, следует руководствоваться следующим.
- Статьей 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации являются негосударственные пенсионные фонды.
- Согласно Федеральному закону от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" и Федеральному закону от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" страховщики осуществляют управление средствами пенсионных накоплений через управляющие компании на основании договоров доверительного управления. При этом доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений не являются собственностью управляющих компаний, а относятся на прирост средств, переданных в управление страховщиками.
- В соответствии с п. 2.1 ст. 275 Кодекса при получении доходов в виде дивидендов по имуществу, переданному в доверительное управление, получателем таких доходов признается учредитель (учредители) доверительного управления (выгодоприобретатель).
- При этом согласно пп. 31 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде сумм дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, полученных организациями, выступающими в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию.
- Исходя из изложенного, у организации, выплачивающей дивиденды организации - доверительному управляющему средствами пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, полученных организациями, выступающими в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, обязанности налогового агента по налогу на прибыль организаций не возникает.
- По мнению Департамента, налог на прибыль при выплате указанных дивидендов может не удерживаться на основании заверенной в установленном порядке копии договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений между доверительным управляющим и страховщиком по обязательному пенсионному страхованию; оформленных в установленном порядке документов, подтверждающих приобретение ценных бумаг доверительным управляющим; документов, представленных доверительным управляющим, осуществляющим учет имущества, переданного в доверительное управление (выписка из учета в части имущества, полученного в доверительное управление).
- При этом отмечаем, что порядок документального подтверждения факта учета имущества в составе переданного в доверительное управление имущества не регулируется законодательством о налогах и сборах.
- Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 11.10.2011