» » » Письмо Минфина РФ от 08 ноября 2011 года № 03-03-06

Письмо Минфина РФ от 08 ноября 2011 года № 03-03-06


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ от 08 ноября 2011 года № 03-03-06/2/169
Принято
Министерством финансов Российской Федерации
  1. Вопрос:
  2. С целью повышения лояльности своих клиентов-физлиц (далее - клиенты), пользующихся банковскими картами, эмитированными банком, банк планирует заключить договор присоединения к коалиционной бонусной программе (далее - программа) с акционерным обществом, являющимся управляющей компанией программы.
  3. В рамках программы клиенты получат возможность накапливать бонусные баллы за совершенные транзакции по банковским картам, которые в дальнейшем смогут обменивать на вознаграждения в виде скидок на товары и услуги партнеров программы - торговых организаций, заключивших аналогичный договор с управляющей компанией. Учет накопленных и списанных бонусных баллов будет вести управляющая компания. При этом банк будет перечислять вознаграждение, рассчитанное управляющей компанией, в сумме списанных (использованных) клиентами бонусов, которое управляющая компания распределит среди партнеров, предоставивших скидки.
  4. С учетом позиции Минфина России, изложенной в Письме от 03.06.2011 N 03-03-06/2/86, затраты банка на участие в программе могут быть учтены в целях налогообложения прибыли на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
  5. В связи с тем что условия начисления и списания бонусов будут иметь характер публичной оферты - размещаться на сайте банка и в иных доступных источниках - а также учитывая, что маркетинговой политикой банка будут предусмотрены общие условия предоставления вознаграждений (скидок), применяемые ко всем без исключения клиентам, снижение цены за приобретаемые клиентом товары и услуги в каждом конкретном случае не будет иметь характер индивидуальной льготы.
  6. Каждый клиент, имеющий накопленные бонусные баллы, сможет самостоятельно установить цену товаров и услуг непосредственно в момент совершения сделки путем принятия соответствующего решения об использовании (частичном использовании) или неиспользовании накопленных бонусов.
  7. Таким образом, у клиента при приобретении им товаров/услуг у партнеров программы по ценам с учетом скидок, эквивалентных сумме бонусных баллов, накопленных при совершении предыдущих покупок, не возникает дохода в виде предоставленной скидки, определяемого с учетом ст. 211 НК РФ и подлежащего налогообложению НДФЛ. Правомерна ли указанная позиция?
  8. Учитываются ли расходы банка на участие в указанной программе при исчислении налога на прибыль?
  9. Ответ:
  10. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о налогообложении вознаграждений в виде скидок, полученных в обмен на бонусные баллы, накопленные при пользовании услугами банка, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
  11. На основании п. 2 ст. 211 Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся оплата за него организациями товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой.
  12. Исходя из информации, содержащейся в письме, за совершенные физическим лицом расходные операции по банковским картам физическому лицу начисляются бонусные баллы, которые впоследствии могут быть обменены на вознаграждения в виде скидок на товары и услуги, предоставляемых иными организациями - участниками бонусной программы. Условия начисления и списания бонусов имеют характер публичной оферты - размещаются на сайте банка и в иных доступных источниках, предусматривают общие условия предоставления вознаграждений, распространяющиеся на всех клиентов банка.
  13. В данном случае начисляемые за пользование услугами банка бонусные баллы, равные определенному денежному вознаграждению, можно рассматривать как авансовую оплату физическим лицом стоимости товаров, услуг. Учитывая изложенное, при приобретении товаров (услуг) с учетом скидок, эквивалентных сумме бонусных баллов, дохода, подлежащего налогообложению, у физического лица не возникает.
  14. Согласно п. 1 ст. 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
  15. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
  16. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  17. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
  18. С учетом приведенных требований Кодекса затраты организации, связанные с реализацией бонусных программ, могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в том случае, если эта деятельность направлена на получение дохода за счет привлечения в организацию большего числа клиентов, а также сохранения имеющихся клиентов.
  19. При этом следует обратить внимание, что налоговые органы при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, вправе в установленном порядке изменять юридическую квалификацию сделки, совершенной налогоплательщиком, или статус и характер его деятельности.
  20. Одновременно сообщаем, что в соответствии с п. 11.4 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
  21. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
  22. И.В.Трунин
  23. 08.11.2011

Предыдущая новость - Письмо Минфина РФ от 24 ноября 2011 года № 03-03-06

Следующая новость - Письмо Роспотребнадзора от 02 ноября 2011 года № 01