Письмо Минфина РФ от 01 декабря 2011 года № 03-03-06/1/795
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- ООО на основании выданной ему лицензии на право пользования недрами от 02.11.2010 осуществляет освоение лицензионного участка недр, в ходе которого будет осуществлено строительство горнодобывающего предприятия (шахты), представляющего собой сложный технологический комплекс, состоящий из множества других объектов (квершлаги, штреки, уклоны, стволы, бремсберги и т.д.).
- В соответствии с п. 11 ст. 258 НК РФ начисление амортизации по объектам, в отношении которых действующим законодательством установлена обязанность по государственной регистрации права, производится после подачи документов на такую регистрацию.
- По вопросу обязательной государственной регистрации объектов горнодобывающего комплекса ООО ранее обращалось в Минэкономразвития России и получило ответ, согласно которому указанные объекты не обладают характеристиками самостоятельных объектов недвижимости и, соответственно, обязательной государственной регистрации не подлежат.
- Достаточно ли по подземным объектам горнодобывающего комплекса (квершлаги, штреки, уклоны, стволы, бремсберги и т.д.) в целях применения ст. 259 НК РФ для начисления амортизации, а также для признания расходов в целях исчисления налога на прибыль, указанных в п. 9 ст. 258 НК РФ, по указанным объектам оформления актов о приеме-передаче объекта основных средств (форма ОС-1) и (или) актов о приемке выполненных работ (форма КС-2), справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3)?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу начисления амортизации по объектам горных выработок и включения сумм начисленной амортизации по данным объектам в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, и сообщает следующее.
- Согласно положениям ст. 253 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся суммы начисленной амортизации.
- В соответствии с п. 1 ст. 258 Кодекса амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями данной статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
- В соответствии с п. 9 ст. 258 Кодекса в целях гл. 25 Кодекса амортизируемое имущество принимается на учет по первоначальной стоимости, определяемой в соответствии со ст. 257 Кодекса, если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса.
- При этом согласно п. 11 ст. 258 Кодекса основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.
- В соответствии с п. 1 ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
- Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
- Также ст. 131 Гражданского кодекса установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом и иными законами.
- Кроме того, в ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" указано, что недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с указанным Федеральным законом, - это земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.
- Таким образом, если указанные в письме объекты горных выработок, а именно квершлаги, штреки, уклоны, стволы, бремсберги и пр., не представляется возможным отнести к объектам недвижимого имущества, права на которое подлежат государственной регистрации, то положения п. 11 ст. 258 Кодекса к ним не применяются. Налогоплательщик самостоятельно распределяет амортизационное имущество по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования, которые определяются на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества. Документами, подтверждающими первоначальную стоимость объекта основных средств (объектов горной выработки), могут выступать акты приемки-передачи объекта основных средств, акты о приемке выполненных работ и другие документы согласно законодательству Российской Федерации.
- Одновременно сообщаем, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 01.12.2011