Письмо Минфина РФ от 14 декабря 2011 года № 03-03-06/4/146
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- При приватизации государственных предприятий инженерные коммуникации не были переданы в установленном законом порядке для обслуживания в ресурсоснабжающие организации.
- При эксплуатации сетей водоснабжения и канализации встречаются случаи, когда инженерные сети являются бесхозными. Являясь единственным поставщиком холодного водоснабжения и водоотведения на территории города, МУП по данным инженерным коммуникациям обеспечивает водоснабжение и водоотведение. В целях уменьшения потерь питьевой воды и стоков, а также для бесперебойного оказания коммунальных услуг МУП вынуждено ликвидировать аварии.
- Имеет ли право МУП учесть при исчислении налога на прибыль расходы, понесенные при ликвидации аварий на бесхозных сетях?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 21.10.2011 N 06-05/6351 и сообщает следующее.
- При определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик - российская организация уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
- При этом ст. 252 НК РФ предусмотрены критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ) признаются расходами для целей налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
- Так, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
- Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
- Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
- Пунктом 1 ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предусмотрено, что имущество унитарного предприятия формируется за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.
- Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.
- Если инженерные сети не закреплены за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества и являются бесхозными, то расходы, связанные с ремонтом данных сетей, не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
- Вместе с тем, как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007 N 320-О-П, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.
- В силу принципа свободы экономической деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
- Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 14.12.2011