» » » О вопросах правоприменительной практики Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

О вопросах правоприменительной практики Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях


Российская Федерация
Письмо Рособрнадзора от 23 декабря 2011 года № 05-4807
О вопросах правоприменительной практики Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Принято
Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки
  1. Органы государственной власти 
    субъектов Российской Федерации, 
    осуществляющие переданные 
    полномочия Российской Федерации 
    в области образования
  2. В рамках проводимого Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) мониторинга правоприменительной практики Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в I-III кв. 2011 г. органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия образования, была представлена информация, административных правонарушениях в судах.
  3. Анализ представленной информации показал, что в ряде случаев по результатам рассмотрения мировыми судьями дел об административных правонарушениях лица, совершившие административные правонарушения, освобождаются от административной ответственности. При этом ввиду малозначительности административного правонарушения судьи ограничиваются устными замечаниями.
  4. В этой связи Рособрнадзор сообщает, что Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по итогам изучения практики рассмотрения судами дел, связанных с применением Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судам в целях обеспечения единообразия судебной практики были даны разъяснения.
  5. Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в редакции постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 мая 2006 г. № 12, от 11 ноября 2008 г. № 23, от 10 июня 2010 г. №13) судам даны разъяснения, в соответствии с которыми, при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 КоАП РФ. Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
  6. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
  7. Рособрнадзор также информирует, что статьей ЗОЛ КоАП РФ закреплено право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении.
  8. Согласно части 1.1 статьи 30.1 КоАП РФ (в редакции Федеральных законов от 23 июля 2010 г. № 171-ФЗ и от 18 июля 2011г. № 242-ФЗ) постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении.
  9. Рособрнадзор предлагает учитывать вышеуказанную информацию при осуществлении полномочий по государственному контролю (надзору) в области образования.
  10. Н.Г.Ярошенко
  11. З.В.Големинова
  12. 608 61 17
  13. Е.Е.Позикун
  14. 608 18 54

Предыдущая новость - Письмо Минфина РФ от 07 декабря 2011 года № 03-04-05

Следующая новость - Письмо Минфина РФ от 05 декабря 2011 года № 03-07-08