Письмо Минфина РФ от 30 января 2012 года № 03-03-06/2/5
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- Организация арендует нежилые помещения производственного назначения для целей размещения своих структурных подразделений.
- В арендуемых помещениях организация осуществляет ремонтно-строительные работы с привлечением сторонних организаций-подрядчиков. Затраты на указанные работы учитываются в целях исчисления налога на прибыль на основании полученной классификации расходов, подготовленной техническими специалистами организации, как:
- - расходы на ремонт помещений в соответствии со ст. 260 НК РФ;
- - расходы на производство неотделимых улучшений в арендованные помещения в соответствии со ст. 256 НК РФ;
- - расходы на производство отделимых улучшений в арендованные помещения (основные средства организации согласно ст. 256 НК РФ).
- Указанные ремонтно-строительные работы осуществляются на основании инженерных проектов, разработанных сторонними проектными организациями. Затраты на разработку инженерных проектов учитываются в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, единовременно в момент подписания акта о приемке выполненных проектных работ на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
- Правильно ли организация осуществляет учет расходов на ремонтно-строительные работы в арендуемых помещениях?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке учета при налогообложении прибыли расходов на ремонт и производство неотделимых улучшений в арендованное имущество и сообщает следующее.
- В соответствии со ст. 623 Гражданского кодекса Российской Федерации произведенные арендатором отделимые улучшения арендованного имущества являются его собственностью, если иное не предусмотрено договором аренды.
- В случае когда арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, не отделимые без вреда для имущества, арендатор имеет право после прекращения договора на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды.
- Стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором без согласия арендодателя, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено законом.
- Исходя из норм гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) затраты, вложенные арендатором в улучшение арендованных основных средств, могут учитываться для целей налогообложения прибыли как расходы в виде амортизации или как расходы, связанные с проведением ремонта амортизируемых арендованных основных средств.
- В соответствии с п. 1 ст. 256 Кодекса в целях налогообложения прибыли амортизируемым имуществом признаются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя.
- Согласно п. 3 ст. 259.1 Кодекса и п. 6 ст. 259.2 Кодекса начисление амортизации по амортизируемому имуществу в виде капитальных вложений в объекты арендованных основных средств, которое в соответствии с Кодексом подлежит амортизации и амортизация по которому начисляется линейным или нелинейным методом в соответствии со ст. 259 Кодекса, начинается у арендодателя с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором это имущество было введено в эксплуатацию, у арендатора - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором это имущество было введено в эксплуатацию.
- Согласно п. 2 ст. 260 Кодекса в целях налогообложения прибыли организаций расходы на ремонт основных средств, произведенные арендатором амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
- Одновременно сообщаем, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 30.01.2012