О паспортизации отходов
- Принято
- Федеральной службой по надзору в сфере природопользования
- В Федеральную службу по надзору в сфере природопользования поступают многочисленные обращения предприятий и организаций по вопросам проведения работ по паспортизации отходов.
- В соответствии с пунктом 5.2.30 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 404, Минприроды России принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе порядок паспортизации опасных отходов. В настоящее время проект указанного порядка разработан Минприроды России и проходит необходимые согласования. До вступления в силу данного документа Росприроднадзор при проведении работ по паспортизации отходов руководствуется Порядком организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденным приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 N 570 (зарегистрирован в Минюсте России 17.08.2007, N 9996, далее - Порядок), в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
- В связи с изложенным, сообщаем следующее.
- Приказом МПР России от 02.12.2002 N 786 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО). Перечень видов отходов, указанный в письме Ростехнадзора от 02.02.2010 N 00-07-12/308, является предложением по включению отходов в ФККО. В связи с тем, что указанные в перечне виды отходов в установленном порядке в ФККО включены не были, то работы по паспортизации данных отходов проводятся в порядке, установленном пунктами 3.1.2 и 3.6 - 3.10 Порядка.
- Согласно пункту 3.2 Порядка территориальные органы Росприроднадзора принимают заявление и другие документы и материалы, указанные в пункте 3.1 порядка (далее - материалы заявителя), в день поступления по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных материалов заявителя направляется (вручается) заявителю.
- В пункте 3.1 Порядка приведен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены в составе материалов заявителя, в двух экземплярах на бумажном носителе и в электронном виде.
- Согласно пункту 3.1.1 для видов отходов, зарегистрированных в ФККО, заявителями должен быть представлен следующий перечень документов:
- 1) заявление о выдаче свидетельств о классе опасности отходов для окружающей природной среды и согласовании паспортов опасных отходов, в котором должны быть указаны:
- перечень отходов;
- полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица;
- место нахождения юридического лица;
- государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц;
- идентификационный номер налогоплательщика;
- сведения о месте нахождения отдельной производственной территории;
- 2) заполненная согласно пункту 2.5 Порядка форма "Исходные сведения об отходе" по каждому виду отхода;
- 3) копия аттестата аккредитации лаборатории и приложения к нему с указанием соответствующей области аккредитации, с привлечением которой определен компонентный состав отходов;
- 4) паспорта опасных отходов.
- Согласно пункту 3.1.2 для видов отходов, не зарегистрированных в ФККО, заявители представляют:
- 1) заявление, содержащее указанные выше в пункте 1 настоящего письма сведения;
- 2) материалы, включающие заполненную согласно пункту 2.5 Порядка форму "Исходные сведения об отходе" по каждому виду отхода, а также материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды, подготовленные в соответствии с Критериями, указанные в пункте 2.6 Порядка;
- 3) копии документа об аккредитации лаборатории и приложения к нему с указанием соответствующей области аккредитации;
- 4) паспорта опасных отходов.
- Согласно пунктам 3.5 и 3.9 Порядка основаниями для отказа в выдаче свидетельства о классе опасности отходов для окружающей природной среды и согласовании паспорта опасного отхода могут являться:
- некомплектность материалов;
- неполнота представленных сведений;
- наличие (выявление в результате независимой экспертной оценки, проведенной в аккредитованной лаборатории) в представленных материалах заявителя недостоверной или искаженной информации о составе отхода и/или его свойствах, в том числе о классе опасности отхода для окружающей среды (для видов отходов, зарегистрированных в ФККО).
- Для видов отходов, не зарегистрированных в ФККО, помимо вышеуказанных, основанием для отказа также может являться выявление при проведении проверки обоснованности классов опасности отходов для окружающей среды ошибок в установлении конкретного класса опасности отхода для окружающей среды расчетным и/или экспериментальным методами.
- Согласно пункту 3.7 Порядка ошибки в установлении конкретного класса опасности отходов для окружающей среды могут быть выявлены при проверке материалов заявителя экспертами федерального бюджетного учреждения "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия".
- Под некомплектностью материалов Росприроднадзор рекомендует понимать несоответствие представленных заявителем документов указанному в Порядке перечню, в том числе представление документов (а также их копий), не содержащих оттиск печати заявителя и подпись лица, ответственного за достоверность отраженной в документе информации, в случаях, когда это требуется в соответствии с порядком.
- Неполнотой представленных сведений предлагается считать отсутствие в представленных документах предусмотренной Порядком информации либо указание в материалах заявителя не соответствующей действительности информации.
- В соответствии с пунктами 3.3 - 3.4 Порядка в случае выявления неполноты сведений, указанных в представленных материалах заявителя, и (или) некомплектности материалов территориальный орган Росприроднадзора в пятидневный срок со дня поступления материалов заявителя в письменной форме уведомляет об этом заявителя. После получения от заявителя полного комплекта материалов территориальный орган Росприроднадзора обязан организовать их рассмотрение.
- Согласно пункту 2.5.2 Порядка компонентный состав отхода должен указываться на основании протоколов отбора проб и анализов, выполненных аккредитованной на проведение количественных химических анализов лабораторией. Однако обязательность представления заявителем протокола (акта) отбора проб Порядком не установлена. Таким образом, отклонять от рассмотрения материалы на основании отсутствия в них протокола (акта) отбора проб недопустимо.
- Если в ходе рассмотрения материалов заявителей есть основания для сомнений в компетентности аккредитованной лаборатории, проводившей исследования по определению компонентного состава отхода, в том числе:
- работы были проведены с нарушением требований соответствующих методик на проведение данного вида лабораторных исследований;
- самостоятельно отобранная заявителем проба отхода может являться причиной недостоверных результатов, полученных в ходе лабораторных исследований;
- то о выявленных фактах необходимо сообщить в уполномоченные на осуществление контроля за деятельностью аналитических лабораторий органы и организации, а также в органы прокуратуры.
- Порядком также не предусмотрено предоставление заявителем копий документов (в том числе договоров, актов, лицензий), подтверждающих передачу отхода специализированным предприятиям, имеющим возможность размещения, использования или обезвреживания отходов.
- В связи с тем, что порядок внесения изменений в согласованный паспорт опасного отхода законодательством Российской Федерации не определен, Росприроднадзор считает, что материалы на имеющие постоянный состав отходы, многократно образующиеся в процессе хозяйственной и иной деятельности заявителя, могут содержать общие требования к возможным объектам размещения отхода, технологиям их использования и обезвреживания, а также данные относительно допустимой к применению в целях накопления отхода тары (упаковки).
- Кроме того, недопустимо направлять заявителям письма (в том числе уведомления о некомплектности), не содержащие исходящих номера и даты регистрации.
- Территориальным органам Росприроднадзора необходимо принять к сведению настоящее и направленные ранее разъяснения по данному вопросу и руководствоваться ими в дальнейшей работе.
- В.В.КИРИЛЛОВ