Письмо Минфина РФ от 30 марта 2012 года № 03-03-06/1/170
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- В соответствии с положениями ст. 6 Киотского протокола от 11.12.1997 (далее - Протокол) Российская Федерация может передавать иностранным государствам единицы сокращения выбросов (далее - ЕСВ), полученные в результате проектов, направленных на сокращение антропогенных выбросов или на увеличение их абсорбции поглотителями парниковых газов.
- Постановлением от 15.09.2011 N 780 Правительство РФ утвердило Положение о реализации статьи 6 Протокола (далее - Положение).
- На основании ст. 2 Положения под проектом, осуществляемым в соответствии со ст. 6 Протокола и международными требованиями и направленным на сокращение выбросов парниковых газов из источников и (или) увеличение их абсорбции поглотителями парниковых газов, понимается инвестиционный проект (совокупность взаимосвязанных проектных мероприятий).
- Российское юридическое лицо - заявитель, подавшее заявку на утверждение проекта, со дня утверждения такого проекта Министерством экономического развития Российской Федерации признается инвестором проекта в соответствии с Положением и реализует проект в соответствии с установленными требованиями.
- В рамках проведения мероприятий, необходимых для регистрации и утверждения проекта, а также в процессе осуществления проекта инвестор проекта несет ряд затрат, в том числе:
- - расходы, связанные с разработкой специальной проектной документации;
- - расходы, связанные с детерминацией специальной проектной документации в независимой экспертной организации;
- - прочие расходы, связанные с подготовкой и утверждением специальной проектной документации;
- - расходы на подготовку отчетов о ходе реализации проекта;
- - расходы, связанные с подготовкой экспертного заключения на отчет о ходе реализации проекта;
- - прочие расходы, осуществляемые в рамках исполнения положений ст. 6 Протокола;
- - расходы, связанные с оплатой по договору на осуществление операций с углеродными единицами, заключаемому с оператором углеродных единиц, в том числе расходы по компенсации затрат оператора углеродных единиц.
- При этом инвестор также несет расходы в виде амортизации объектов основных средств, задействованных в процессе реализации проекта.
- Принимая во внимание то, что результатом осуществления проекта, помимо сокращения выбросов и увеличения их абсорбции поглотителями парниковых газов, является введение в обращение ЕСВ, правомерно ли считает ОАО, что:
- - затраты, понесенные инвестором проекта в соответствии с требованиями Положения, являются расходами, уменьшающими доходы налогоплательщика при реализации прав на ЕСВ, и учитываются в целях исчисления налога на прибыль в соответствии с положениями ст. 268 НК РФ;
- - амортизационные отчисления по объектам основных средств, участвующим в производственной деятельности, учитываются в составе расходов в соответствии с требованиями п. 3 ст. 272 НК РФ?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке учета для целей налогообложения расходов на введение в обращение единиц сокращения выбросов и сообщает.
- В соответствии с Положением о реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2011 N 780, под проектом, осуществляемым в соответствии со ст. 6 Протокола и международными требованиями и направленным на сокращение выбросов парниковых газов из источников и (или) увеличение их абсорбции поглотителями парниковых газов, понимается инвестиционный проект (совокупность взаимосвязанных проектных мероприятий).
- В целях гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
- В соответствии со ст. 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
- Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
- Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.
- Статьей 253 Кодекса предусмотрено, что расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются, в частности, на материальные расходы, суммы начисленной амортизации.
- Расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, формирование санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы), учитываются в составе материальных расходов согласно пп. 7 п. 1 ст. 254 Кодекса.
- Суммы амортизации основных средств, используемых в процессе реализации проекта, а также расходы по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению указанных основных средств учитываются в целях налогообложения прибыли в общем порядке, установленном ст. ст. 256 - 259.3 Кодекса.
- При этом на основании ст. 268 Кодекса при реализации прав на единицы сокращения выбросов налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности, на расходы по разработке специальной проектной документации.
- Порядок признания расходов при методе начисления установлен ст. 272 Кодекса.
- Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом.
- Врио директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 30.03.2012