Письмо Минфина РФ от 30 марта 2012 года № 03-11-06/2/50
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- Организация применяет УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
- Организация приобретает у иностранного партнера по агентскому договору туристический продукт, включающий:
- - стоимость проживания туриста;
- - трансферы;
- - визы;
- - экскурсии и прочие услуги по туру.
- Организация, выступая агентом по договору, получает агентское вознаграждение в виде суммы разницы между стоимостью турпродукта и понесенными расходами.
- Следует ли по графе 4 "Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы" Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, отражать всю сумму, полученную от туриста, или необходимо отражать только агентское вознаграждение?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.
- В соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения в составе доходов учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса. При определении объекта налогообложения в составе доходов не учитываются доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.
- Согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
- В соответствии со ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
- По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
- При этом согласно ст. 1006 ГК РФ принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и порядке, установленных в агентском договоре.
- Статьей 1011 ГК РФ установлено, что если агент действует от своего имени, но за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные гл. 51 "Комиссия" ГК РФ, если эти правила не противоречат положениям гл. 52 "Агентирование" ГК РФ или существу агентского договора.
- Таким образом, предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера.
- Исходя из этого организация-агент, применяющая упрощенную систему налогообложения, в части операций по реализации от своего имени туристских путевок, принадлежащих на основании агентского договора принципалу (туроператору), в составе доходов учитывает агентское вознаграждение.
- В связи с этим в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и Порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н, в части вышеуказанных операций агент должен отражать только агентское вознаграждение по графе 4 "Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы".
- Одновременно сообщаем, что согласно Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, обращения организаций и индивидуальных предпринимателей по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 30.03.2012