» » » Письмо Минфина РФ и ФНС от 11 марта 2012 года № АС-4-2

Письмо Минфина РФ и ФНС от 11 марта 2012 года № АС-4-2


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ и ФНС от 11 марта 2012 года № АС-4-2/4018
Принято
Министерством финансов Российской Федерации,
Федеральной налоговой службой России
  1. Вопрос:
  2. О порядке выемки документов и предметов проверяемой организации в ходе проведения должностными лицами налоговых органов выездной налоговой проверки.
  3. Ответ:
  4. Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ОАО (далее - общество) о проведении проверки действий межрайонной ИФНС России по области (далее - инспекция), связанных с выемкой документов общества, и сообщает следующее.
  5. Согласно информации, представленной управлением ФНС России по области (далее - управление), выездная налоговая проверка общества была назначена на основании решения инспекции.
  6. В ходе проведения данной проверки инспекцией в адрес налогоплательщика неоднократно направлялись требования о предоставлении документов, необходимых налоговому органу.
  7. Однако обществом данные документы либо не были представлены, либо были представлены в копиях, не заверенных надлежащим образом.
  8. Более того, в результате проведенных мероприятий налогового контроля были выявлены несоответствия представленных обществом для проверки документов требованиям Федерального закона N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также требованиям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
  9. Учитывая данные обстоятельства, инспекцией был сделан вывод о том, что представленные документы содержат недостоверные сведения, а подлинники документов могут быть уничтожены или заменены.
  10. В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 31 Кодекса налоговые органы вправе производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.
  11. Пунктом 14 ст. 89 Кодекса установлено, что при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 Кодекса.
  12. Пунктом 8 ст. 94 Кодекса установлено, что в случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
  13. Совокупный анализ данных статей указывает на исключительность оснований для выемки документов в случае имеющихся у налогового органа доказательств, свидетельствующих о возможности уничтожения, сокрытия, изменения или замены налогоплательщиком документов после получения требования о представлении документов.
  14. В соответствии с п. 1 ст. 94 Кодекса выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.
  15. Данная норма не содержит указания на то, что в мотивированном постановлении должны быть обязательно указаны только конкретные документы.
  16. При этом существует судебная практика, свидетельствующая о достаточности ссылки налогового органа на наличие оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.05.2008 по делу N А33-11245/2007).
  17. Таким образом, в связи с необеспечением возможности должностных лиц инспекции, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с подлинниками документов, отказом проверяемого лица от представления заверенных надлежащим образом копий запрашиваемых документов, недостаточностью копий документов проверяемого лица для осуществления мероприятий налогового контроля, а также в связи с наличием у инспекции оснований полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены или исправлены, в ходе выездной налоговой проверки на основании постановлений инспекцией произведена выемка документов и предметов проверяемого предприятия.
  18. Из представленной управлением информации каких-либо нарушений требований действующего законодательства при проведении выемки не усматривается.
  19. Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса
  20. С.Н.Андрющенко
  21. 11.03.2012

Предыдущая новость - По вопросу документального подтверждения затрат на перевозку грузов автомобильным транспортом

Следующая новость - Письмо Минфина РФ и ФНС от 07 марта 2012 года № ЕД-4-3