Письмо Минфина РФ от 06 марта 2012 года № 03-04-06/6-56
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- В феврале 2009 г. ОАО направило ряд своих работников в длительные служебные командировки в Республику Сербия, где они находились по декабрь 2009 г. В соответствии с трудовыми договорами, заключенными ОАО с этими работниками при приеме их на работу, местом их постоянной работы является г. Санкт-Петербург. Соглашениями об изменении условий трудового договора, заключенными в дальнейшем, предусмотрена возможность направления работника в долгосрочную командировку в Республику Сербия. Направление работников в служебную командировку осуществлялось на основании соответствующих приказов и служебных заданий. Кроме того, в дальнейшем были изданы приказы об изменении сроков служебных командировок, а при возвращении работников из служебных командировок ими были представлены авансовые отчеты.
- Продолжительность пребывания работников в служебной командировке в 2009 г. составила приблизительно 10 месяцев, то есть свыше 183 дней, что дает основание считать их лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ. В период пребывания в служебной командировке за пределами РФ работники выполняли трудовые обязанности, предусмотренные трудовыми договорами и заданиями на командировки.
- Вместе с тем пп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ рассматривает в качестве одного из условий квалификации доходов физлица в качестве доходов, полученных от источников за пределами РФ, факт выполнения этим лицом трудовых обязанностей на территории иностранного государства независимо от того, в каком государстве находится постоянное место работы этих лиц (как было указано выше, местом постоянной работы этих работников был определен г. Санкт-Петербург) ОАО произвело удержание НДФЛ за 2009 г. по ставке 30% с учетом того, что они не являлись налоговыми резидентами РФ. При этом указанные работники, находясь в служебной командировке, уплачивали НДФЛ в соответствии с законодательством Республики Сербия и по возвращении в РФ представили в налоговые органы по месту постоянного жительства соответствующие налоговые декларации с подтверждением уплаты налога на территории иностранного государства.
- В 2010 г. ОАО внесло в трудовые договоры с работниками изменения, в соответствии с которыми местом их работы была определена Республика Сербия. Таким образом, направление их для выполнения трудовых обязанностей в Республику Сербия уже не носило характера служебной командировки. Как и в 2009 г., работники выполняли свои трудовые обязанности на территории этой Республики на протяжении более чем 183 дней. При этом они уплачивали налог на доходы в соответствии с законодательством страны пребывания, а ОАО уже не осуществляло удержания НДФЛ с выплачиваемых им доходов ввиду того, что эти доходы получены работниками от источника за пределами РФ, а сами работники не являются резидентами РФ.
- Являются ли доходы, выплаченные ОАО в 2009 и 2010 гг. работникам, выполнявшим трудовые обязанности за пределами РФ, доходами, полученными от источника за пределами РФ, в смысле пп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ?
- Подлежит ли сумма НДФЛ, излишне удержанная ОАО с работников по налоговой ставке в размере 30% в 2009 г., возврату работникам в полном объеме на том основании, что, не являясь налоговыми резидентами РФ, они получали доходы от источника за пределами РФ?
- Возможен ли возврат налоговым агентом излишне удержанного НДФЛ лицам, которые в дальнейшем прекратили с ним трудовые отношения, в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 231 НК РФ?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ОАО по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц выплат, производимых сотрудникам организации в период их нахождения за пределами Российской Федерации, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
- Как указывается в рассматриваемом письме, российская организация направляет сотрудников за пределы Российской Федерации на длительный период времени для выполнения ими своих трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором.
- В соответствии с п. 1 ст. 207 Кодекса плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
- Подпунктом 6 п. 3 ст. 208 Кодекса определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации, для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.
- При направлении работников на работу за границу на длительный период времени, когда они все свои трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором, выполняют по месту работы в иностранном государстве, получаемое ими вознаграждение является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства, которое относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.
- Если по итогам налогового периода сотрудники организации не признаются налоговыми резидентами Российской Федерации, такие лица в соответствии с п. 1 ст. 207 Кодекса не являются плательщиками налога на доходы физических лиц по доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.
- В соответствии с п. 1 ст. 231 Кодекса излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика.
- По мнению Департамента, в случае ошибочной квалификации источника дохода, приведшей к излишнему удержанию налога, подлежит применению порядок возврата сумм излишне удержанного налога, предусмотренный п. 1 ст. 231 Кодекса.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 06.03.2012