» » » Письмо Минфина РФ и ФНС от 15 марта 2012 года № АС-4-2

Письмо Минфина РФ и ФНС от 15 марта 2012 года № АС-4-2


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ и ФНС от 15 марта 2012 года № АС-4-2/4378
Принято
Министерством финансов Российской Федерации,
Федеральной налоговой службой России
  1. Вопрос:
  2. Об основаниях для проведения налоговым органом выемки документов в ходе выездной налоговой проверки.
  3. Ответ:
  4. Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросам, связанным с выемкой документов у налогоплательщика, и сообщает следующее.
  5. В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы вправе производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.
  6. Пунктом 14 ст. 89 Кодекса установлено, что при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 Кодекса.
  7. Пунктом 8 ст. 94 Кодекса установлено, что в случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
  8. Совокупный анализ данных статей указывает на исключительность оснований для выемки документов в случае имеющихся у налогового органа доказательств, свидетельствующих о возможности уничтожения, сокрытия, изменения или замены налогоплательщиком документов после получения требования о представлении документов.
  9. В соответствии с п. 1 ст. 94 Кодекса выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.
  10. Данная норма не содержит указания на то, что в мотивированном постановлении должны быть обязательно указаны только конкретные документы.
  11. При этом существует судебная практика, свидетельствующая о достаточности ссылки налогового органа на наличие оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.05.2008 по делу N А33-11245/2007).
  12. Таким образом, в случае необеспечения возможности должностных лиц налогового органа, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с подлинниками документов, отказа проверяемого лица от представления заверенных надлежащим образом копий запрашиваемых документов, недостаточности копий документов проверяемого лица для осуществления мероприятий налогового контроля и при наличии оснований полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены или исправлены, в ходе выездной налоговой проверки производится выемка документов и предметов проверяемого налогоплательщика.
  13. Действительный государственный советник РФ 3 класса
  14. С.Н.Андрющенко
  15. 15.03.2012

Предыдущая новость - Письмо Минфина РФ от 19 марта 2012 года № 03-04-05

Следующая новость - Письмо Минфина РФ от 20 марта 2012 года № 03-03-06