Письмо Минфина РФ и ФНС от 13 июля 2012 года № ЕД-4-3/11619@
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации,
Федеральной налоговой службой России
- Вопрос:
- О порядке учета при применении УСН доходов ИП в виде денежных средств, предоставляемых государственным учреждением - центром занятости населения на организацию стажировки выпускников учреждений профессионального образования и на организацию трудоустройства незанятых многодетных родителей в соответствии с Региональной программой по проведению дополнительных мероприятий в целях снижения напряженности на рынке труда Калужской области в 2011 г.
- Ответ:
- Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо по вопросу налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) денежных средств, полученных индивидуальным предпринимателем (далее - ИП) от центра занятости, и сообщает следующее.
- В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" в целях снижения напряженности на региональном рынке труда и предупреждения безработицы правительство Калужской области Постановлением от 28.03.2011 N 4 утвердило региональную программу по проведению дополнительных мероприятий в целях снижения напряженности на рынке труда Калужской области в 2011 г. (далее - Программа).
- Заказчиком Программы является министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области, которое осуществляет координацию деятельности по реализации Программы, обеспечивает взаимодействие участников Программы, анализ и обобщение результатов их деятельности.
- Финансовое обеспечение мероприятий Программы, направленных на снижение напряженности на рынке труда, осуществляется в пределах выделенных субсидий из федерального бюджета, перечисленных в областной бюджет, а также областного бюджета.
- Министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области является главным распорядителем бюджетных средств и осуществляет их распределение учреждениям службы занятости в соответствии с их заявками.
- Доведение бюджетных средств до исполнителей мероприятий Программы осуществляется через учреждения службы занятости.
- Механизм реализации мероприятий Программы следующий.
- 1. Реализация мероприятия "Стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы" осуществляется на основании договоров, заключенных между учреждениями службы занятости и работодателями, предоставившими временные рабочие места для данной категорий граждан.
- Возмещение работодателям затрат на оплату труда участников мероприятия Программы производится в размере, не превышающем величину прожиточного минимума, установленную Правительством Калужской области для трудоспособного населения Калужской области в соответствующем периоде.
- Возмещение работодателям затрат на выплаты за наставничество производится в размере не более одной второй величины прожиточного минимума, установленной правительством Калужской области для трудоспособного населения Калужской области в соответствующем периоде.
- Данный порядок предусмотрен п. 3.1 Договора об организации стажировки выпускников учреждений профессионального образования.
- 2. Реализация мероприятия "Содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей" осуществляется на основании договоров, заключенных между учреждениями службы занятости и работодателями, создающими специальные рабочие места, в частности, для многодетных родителей.
- Возмещение работодателям затрат на создание рабочих мест, в том числе надомных, для многодетных родителей осуществляется в размере не более 50 тыс. руб. за одно рабочее место. Возмещение работодателям затрат на оплату труда многодетных родителей и (или) на аттестацию рабочих мест по условиям труда осуществляется в размере не более 25 тыс. руб. за одно рабочее место.
- Указанный порядок возмещения затрат предусмотрен п. 3.3.1 Договора на организацию трудоустройства незанятых многодетных родителей.
- 3. Реализация мероприятия Программы "Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан" осуществляется на основании договоров, заключенных между учреждениями службы занятости и гражданами, зарегистрированными в установленном порядке безработными.
- Денежные средства гражданам, зарегистрированным в установленном порядке безработными, на организацию самозанятости и создание ими дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан выделяются в сумме 12-кратной максимальной величины пособия по безработице при условии положительной оценки учреждением службы занятости бизнес-плана или технико-экономического обоснования проекта.
- Денежные средства выдаются получателю однократно.
- На основании данных условий денежные средства выделены ИП по договору о предоставлении денежных средств на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
- Абзацем 4 п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлен особый порядок учета сумм выплат, в частности, на стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, осуществляемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти.
- В соответствии с данным порядком доходы в виде указанных выплат учитываются налогоплательщиками, применяющими УСН (как с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", так и с объектом "доходы"), в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов. При таком порядке учета вышеуказанных доходов (при соблюдении условий получения вышеназванных выплат) полученные суммы субсидий не увеличивают налоговую базу по УСН.
- Исходя из формулировки ст. 346.17 Кодекса при получении выплат, связанных с трудоустройством безработных граждан в рамках соответствующих программ, руководствоваться положениями ст. 346.17 Кодекса вправе не все работодатели, а только граждане, зарегистрированные в установленном порядке безработными, открывшими собственное дело и создавшими дополнительные рабочие места для трудоустройства безработных граждан. На работодателей, не имевших статус безработных, данная норма Кодекса не распространяется.
- Согласно п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
- Таким образом, если ИП была зарегистрирована в установленном порядке в качестве безработной, то полученные ею от центра занятости денежные средства по договору, в котором оговорены цели их использования: на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, подлежат учету в вышеуказанном порядке независимо от того, когда она снята с учета.
- Полученные денежные средства на другие цели, в том числе на организацию стажировки выпускников учреждений профессионального образования, на организацию трудоустройства незанятых многодетных родителей, учитываются в составе доходов в общеустановленном порядке.
- Согласно ст. 346.15 Кодекса налогоплательщики при определении объекта налогообложения по УСН учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 Кодекса.
- При этом, в частности, не учитываются доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.
- Подпунктом 14 п. 1 ст. 251 Кодекса предусмотрено, что при определении объекта налогообложения не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
- К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами: в частности, в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.
- В соответствии с п. 2 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению.
- Таким образом, вышеуказанные положения ст. 251 Кодекса распространяются только на бюджетные, автономные и другие некоммерческие учреждения.
- Учитывая изложенное, доходы ИП в виде денежных средств, предоставляемых государственным учреждением - центром занятости населения на организацию стажировки выпускников учреждений профессионального образования и на организацию трудоустройства незанятых многодетных родителей, учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в составе внереализационных доходов.
- Одновременно ФНС России обращает внимание на то, что анализ содержания конкретных договоров с учетом регионального законодательства находится в компетенции управления субъекта Российской Федерации, соответственно, должна проводится предварительная детальная проработка ситуации и только в том случае, если вопрос требует принятия решения в отношении выбора методологических подходов, мотивированный запрос нужно направлять в ФНС России.
- Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
- Д.В.Егоров
- 13.07.2012