Письмо Минфина РФ от 31 июля 2012 года № 03-03-06/2/85
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- Статьей 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ) определены условия признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью.
- На основании ст. 5 Закона N 63-ФЗ выделяются два вида электронной подписи: простая и усиленная (неквалифицированная и квалифицированная).
- Если законом или принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами не установлено составление документа исключительно на бумажном носителе (в Федеральном законе от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) данное условие не предусмотрено), то любой электронный документ, подписанный электронной квалифицированной подписью, будет признан разнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.
- При подписании документа простой или неквалифицированной электронной подписью информация будет признана электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия (п. 2 ст. 6 Закона N 63-ФЗ).
- Характеристика первичных учетных документов приведена в ст. 9 Закона N 129-ФЗ. Причем все формы первичных документов предусматривают наличие подписей должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, и правильность их оформления.
- Учитывая, что положениями Закона N 129-ФЗ не предусмотрена обязанность составлять первичные документы исключительно на бумажных носителях, организация вправе подписывать данные документы электронной подписью в соответствии с положениями ст. 6 Закона N 63-ФЗ. Виды электронных подписей, использование которых допускается при составлении первичных документов, Законом N 129-ФЗ также не определены.
- ЗАО полагает, что если соглашением между участниками электронного взаимодействия предусмотрено подписание документов неквалифицированной электронной подписью, то первичные учетные документы, подписанные такой подписью в соответствии с требованиями ст. 6 Закона N 63-ФЗ, могут быть учтены в целях налога на прибыль, если соблюдены критерии п. 1 ст. 252 НК РФ.
- Данные выводы содержатся в Письме ФНС России от 24.11.2011 N ЕД-4-3/19693@.
- В Письме Минфина России от 11.01.2012 N 03-02-07/1-2 указано, что документы, подписанные квалифицированной электронной подписью, подтверждают расходы для целей исчисления налогообложения и бухгалтерского учета.
- Признаются ли первичные документы, подписанные неквалифицированной электронной подписью, соответствующими требованиям о документальном подтверждении расходов для целей налога на прибыль?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о правомерности использования в налоговом учете первичных учетных документов, подписанных усиленной неквалифицированной электронной подписью, и сообщает следующее.
- В соответствии со ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
- Согласно п. п. 1, 2 и 7 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
- Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 вышеуказанного Федерального закона.
- При этом Федеральный закон "О бухгалтерском учете" не включает печать в число обязательных реквизитов, которые должны содержать первичные учетные документы.
- Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.
- Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
- Согласно ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью (далее - неквалифицированная электронная подпись), признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.
- Случаи, в которых информация в электронной форме, подписанная неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и Кодексом не определены.
- Таким образом, для целей налогового учета документ, оформленный в электронном виде и подписанный неквалифицированной электронной подписью, по мнению Департамента, не может являться документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.
- Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 31.07.2012