» » » Письмо Минфина РФ от 05 июля 2012 года № 03-03-06

Письмо Минфина РФ от 05 июля 2012 года № 03-03-06


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ от 05 июля 2012 года № 03-03-06/2/74
Принято
Министерством финансов Российской Федерации
  1. Вопрос:
  2. Банк оказывает физлицам услуги по переводу и выплате денежных средств без открытия банковских счетов как на территории РФ, так и за рубежом. Для выполнения этих операций банк использует систему "CONTACT", которая базируется на разветвленной сети российских и зарубежных банков-корреспондентов, подписавших соглашения об осуществлении переводов.
  3. Для привлечения клиентов и рекламы системы "CONTACT" банк посредством маркетингового мероприятия (далее - Акция 1) предоставляет дополнительную скидку по уплате комиссии физлицам, являющимся (не являющимся) налоговыми резидентами РФ, при осуществлении денежных переводов как по территории РФ, так и за рубежом. Для получения скидки необходимо отправить в период проведения Акции 1 перевод по системе "CONTACT" на определенную сумму в рублях (или ее эквивалент в долларах или евро), и скидка в размере 30% от уплаченной комиссии будет зачислена на счет мобильного телефона клиента.
  4. Условия предоставления скидок имеют характер публичной оферты: размещены на сайте банка и в иных доступных источниках. Маркетинговой политикой банка предусмотрены общие условия предоставления вознаграждений (скидок), то есть снижение цены услуг в каждом конкретном случае не носит характер индивидуальной льготы.
  5. Также в целях рекламы денежных переводов без открытия счета посредством системы "CONTACT" банк стимулирует операционных работников российских банков - участников системы "CONTACT" (далее - участники) посредством организации рекламного мероприятия (далее - Акция 2). Акция 2 направлена на привлечение внимания потенциальных и существующих клиентов к использованию продуктов и услуг банка в системе "CONTACT".
  6. Участники, совершившие в определенный срок указанные в условиях Акции 2 действия (предлагать клиентам услуги системы по отправке денежных переводов, информировать клиентов о проводимых банком рекламных акциях), получают денежное вознаграждение (приз). Приз выплачивается за определенный объем и (или) количество переводов, оформленных в период проведения Акции 2, а также за привлечение клиентов к участию в акциях банка.
  7. Информация, передаваемая клиентам участниками Акции 2, адресована неопределенному кругу лиц (любому физлицу, пришедшему в банк).
  8. Можно ли в целях налога на прибыль учесть затраты банка на предоставление скидок физлицам вследствие выполнения определенных условий договора на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ или пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ?
  9. Вправе ли банк учесть в рекламных расходах затраты на проведение Акции 2 (суммы денежного вознаграждения участникам) при исчислении налога на прибыль?
  10. Возникает ли у физлица, которому была предоставлена скидка на комиссию при переводе денежных средств без открытия банковских счетов (сумма скидки зачислена на счет мобильного телефона), доход, подлежащий налогообложению НДФЛ?
  11. Ответ:
  12. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письма по вопросу налогообложения и сообщает следующее.
  13. В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
  14. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
  15. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  16. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
  17. С учетом приведенных требований НК РФ затраты организации, связанные как с реализацией программ лояльности, так и со стимулированием клиентской активности, следует рассматривать как произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, и учитывать для целей налогообложения только в том случае, если эта деятельность непосредственно направлена на привлечение в организацию большего числа клиентов, а также на сохранение имеющихся клиентов.
  18. Одновременно сообщаем, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
  19. Учитывая, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
  20. Аналогичная позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007 N 320-О-П.
  21. В отношении налога на доходы физических лиц позиция изложена в Письме Минфина России от 19.04.2012 N 03-04-08/0-78.
  22. Одновременно сообщаем, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
  23. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
  24. С.В.Разгулин
  25. 05.07.2012

Предыдущая новость - Письмо Минфина РФ от 02 июля 2012 года № 03-04-05

Следующая новость - Письмо Минфина РФ от 18 июля 2012 года № 03-11-06