Об упорядочении направления поручений о проведении проверок в федеральные контролирующие органы
- Принято
- Генеральной прокуратурой Российской Федерации
- В Правительстве Российской Федерации 27.06.2012 состоялось совещание по вопросам оптимизации организации и осуществления органами государственного контроля проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по требованиям органов прокуратуры, а также привлечения должностных лиц органов государственного контроля к проверкам, проводимым органами прокуратуры.
- Мониторинг исполнения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" показывает, что реформирование контрольно-надзорной деятельности, в том числе наделение прокурора дополнительными полномочиями в этой сфере, привело к общему снижению числа контрольных мероприятий в отношении субъектов предпринимательской деятельности.
- Наряду с реализацией надзорных полномочий в отношении органов контроля прокурорами при осуществлении возложенных на них функций широко используется предусмотренное ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон) право требования от руководителей таких органов выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, а также проведения проверок по поступившим материалам и обращениям. Это обусловлено объективными обстоятельствами, в том числе - необходимостью выявления и пресечения фактов нарушений в отраслях, требующих специальных познаний, выяснения причин и условий их совершения, привлечения виновных лиц к ответственности в пределах компетенции уполномоченного органа.
- Вместе с тем, помимо плановых проверок федеральные контролирующие органы выполняют многочисленные поручения прокуроров о проведении внеплановых проверок, зачастую данные без учета сведений ежегодного Сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также внеплановых проверочных мероприятий органов контроля, что дезорганизует их деятельность. Более того, поручения в федеральные контролирующие органы подписывают помощники прокурора района, города, прокуроры (старшие прокуроры) прокуратур субъектов Российской Федерации и иные неуполномоченные лица. В них не указываются основания и подлежащие проверке вопросы.
- Результатом является проведение прокурорами проверок в отношении одних и тех же организаций незадолго до либо сразу после осуществления контрольных мероприятий органами контроля.
- Специалисты органов контроля нередко привлекаются по малозначительным вопросам, оценка целесообразности их участия руководством прокуратур не дается, что приводит к нерациональному использованию кадрового потенциала органов контроля (надзора).
- В силу ч. 2 ст. 21 Закона при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не вправе подменять иные государственные органы. В то же время в некоторых прокуратурах субъектов Российской Федерации сложилась негативная практика дублирования функций органов контроля, которая сводит на нет усилия государства по сокращению количества проверок предпринимателей. Виновные работники прокуратур привлечены к дисциплинарной ответственности. Подобные действия подрывают авторитет органов прокуратуры, приводят к созданию дополнительных препятствий предпринимательской деятельности участников экономических отношений, дополнительных административных барьеров, способствует коррупционным проявлениям.
- В целях обеспечения надлежащей реализации предоставленных полномочий прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, приравненным к ним транспортным, военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур надлежит исключить из практики случаи проведения проверок при отсутствии к тому оснований, необоснованного дублирования функций органов контроля и надзора.
- При организации проверок надлежит обязательно давать оценку необходимости и обоснованности проведения проверочных мероприятий силами прокуратуры, оценивать целесообразность привлечения специалистов, определять реальные сроки и возможности проведения таких мероприятий.
- Прокурорские полномочия не могут быть использованы для освобождения органов государственного контроля (надзора) от соблюдения регламентированного законодательством порядка проведения плановых и внеплановых проверок.
- В целях защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности путем исключения многочисленных проверочных мероприятий, необоснованного вторжения в их деятельность при организации прокурорских проверок прокурорам необходимо предварительно изучать ежегодный Сводный план проведения плановых проверок, а также данные о внеплановых проверках.
- При подготовке органами контроля (надзора) проектов ежегодных планов проведения плановых проверок вносите предложения о включении в них проверочных мероприятий, обусловленных надзорной деятельностью органов прокуратуры. Впоследствии максимально используйте результаты проверок в прокурорской деятельности.
- Обеспечьте направление писем о проведении внеплановых проверок и выделении специалистов в федеральные органы контроля, находящиеся на соответствующей территории, а также иные органы контроля, поднадзорные городским и районным прокуратурам, только прокурорами города и района, в органы контроля (надзора) субъектов Российской Федерации и территориальные подразделения федеральных органов контроля в субъектах Российской Федерации - прокурорами субъекта Российской Федерации или его заместителями. Аналогичную практику следует предусмотреть соответствующим специализированным прокурорам.
- В поднадзорные управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах органы контроля (надзора) письма о проведении внеплановых проверок и выделении специалистов должны направлять начальники данных управлений либо их заместители.
- Исключите практику направления руководителям федеральных органов контроля требований о проведении проверок прокурорами районов, городов, субъектов Российской Федерации минуя Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
- Информацию о мерах, принятых органами прокуратуры в отношении хозяйствующих субъектов по итогам внеплановых проверок, назначенных прокурорами, доводите до сведения контролирующих органов.
- Персональную ответственность за выполнение данных требований возлагаю на прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров иных специализированных прокуратур, начальников управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах. Ознакомьте с настоящим письмом всех прокурорских работников.
- Первый заместитель
- Генерального прокурора
- Российской Федерации
- А.Э.БУКСМАН