Письмо Минфина РФ от 24 июля 2012 года № 03-07-08/213
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- Иностранная организация, зарегистрированная и осуществляющая деятельность на острове Мэн и не имеющая на территории РФ представительств и филиалов, по договорам оказывает российским заказчикам услуги по расчету зарплаты.
- В целях исполнения основных договоров ЗАО в рамках субподрядных отношений оказывает по договору возмездного оказания услуг с иностранной организацией услуги по расчету зарплаты в пользу российских заказчиков иностранной организации.
- Является ли Российская Федерация местом реализации услуг по договору между иностранной организацией (заказчиком) и ЗАО (исполнителем), а также по основным договорам между иностранной организацией (исполнителем) и российскими организациями (заказчиками) для целей исчисления НДС?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг по расчету заработной платы, оказываемых по договорам между российскими организациями и иностранной организацией, не имеющей представительств на территории Российской Федерации, и сообщает следующее.
- В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
- Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами ст. 148 Кодекса.
- Согласно пп. 4 п. 1 и пп. 4 п. 1.1 ст. 148 Кодекса место реализации бухгалтерских и консультационных услуг определяется по месту осуществления деятельности организации, приобретающей такие услуги. При этом местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя услуг на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах, места управления, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если услуги осуществляются через это постоянное представительство).
- Таким образом, местом реализации услуг по расчету заработной платы, оказываемых российской организацией по договору с иностранной организацией, зарегистрированной на территории иностранного государства, территория Российской Федерации не признается и такие услуги налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются.
- Соответственно, в случае если указанные услуги оказываются иностранной организацией российским организациям, то местом их реализации признается территория Российской Федерации и эти услуги облагаются налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации.
- В соответствии со ст. 161 Кодекса при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица.
- Учитывая изложенное, российские организации, приобретающие у иностранного лица услуги по расчету заработной платы, являются налоговыми агентами, обязанными исчислить и уплатить в бюджет Российской Федерации налог на добавленную стоимость. При этом указанные организации, уплатившие в бюджет в качестве налогового агента соответствующие суммы налога, имеют право на вычет данных сумм в порядке, предусмотренном ст. ст. 171, 172 и 174 Кодекса.
- Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 24.07.2012