По вопросу представления сведений о доходах налогоплательщиков по запросам госорганов, направляемым в соответствии с законодательством о противодействии коррупции
- Принято
- Федеральной налоговой службой России
- Федеральная налоговая служба, с учетом позиции Минфина России, Генпрокуратуры России и Государственно-правового управления Президента Российской Федерации по вопросу представления налоговыми органами сведений о налогоплательщике в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции по запросам должностных лиц государственных органов, дополнительно разъясняет порядок представления сведений, составляющих налоговую тайну.
- Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" Закон Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон N 943-1) дополнен статьей 7.1.
- Вторым абзацем указанной статьи определено, что налоговые органы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации о противодействии коррупции представляют имеющиеся у них сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по запросам руководителей и других должностных лиц федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).
- Перечень должностных лиц федеральных государственных органов, уполномоченных запрашивать указанные сведения, до настоящего времени Президентом Российской Федерации не определен. До утверждения Президентом Российской Федерации указанного перечня необходимо руководствоваться следующим.
- Согласно положениям статьи 7.1 Закона N 943-1 сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - сведения) представляются налоговыми органами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации о противодействии коррупции.
- К категории данных актов относятся Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), которым определено, что проверка достоверности и полноты сведений осуществляется в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации (статья 8), и Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2009 N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" (далее - Указ N 1065).
- Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (далее - Положение), утвержденным Указом N 1065, предусмотрено, что правом направления соответствующих запросов (кроме запросов, касающихся осуществления оперативно-разыскной деятельности или ее результатов) в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения (далее - государственные органы и организации) об имеющихся у них сведениях: о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; о достоверности и полноте сведений, представленных гражданином в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 15 Положения) обладают следующие должностные лица:
- а) начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров или уполномоченное им должностное лицо Управления, руководитель подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации, руководитель федерального государственного органа либо уполномоченное им должностное лицо. Запросы указанных должностных лиц направляются в государственные органы и организации;
- б) руководитель территориального органа федерального государственного органа. Указанное должностное лицо имеет право направлять запросы в государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов (кроме территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление оперативно-разыскной деятельности), органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения (пункт 18 Положения).
- Согласно пункту 16 Положения в запросе указываются:
- а) фамилия, имя, отчество руководителя государственного органа или организации, в которые направляется запрос;
- б) нормативный правовой акт, на основании которого направляется запрос;
- в) фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место регистрации, жительства и (или) пребывания, должность и место работы (службы) гражданина или государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, сведения которых проверяются, гражданина, представившего сведения в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, полнота и достоверность которых проверяются;
- г) содержание и объем сведений, подлежащих проверке;
- д) срок представления запрашиваемых сведений;
- е) фамилия, инициалы и номер телефона государственного служащего, подготовившего запрос;
- ж) другие необходимые сведения, например, для точной идентификации налогоплательщика требуется указывать ИНН (при его наличии).
- В соответствии с пунктом 20 Положения руководители государственных органов и организаций, в адрес которых поступил запрос, обязаны организовать исполнение запроса в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и представить запрашиваемую информацию.
- С учетом вышеизложенного в ходе проведения проверки в соответствии с Указом N 1065 федеральный государственный орган, осуществляющий проверку, имеет право доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну. При этом согласие проверяемого лица на предоставление этих сведений в соответствии с пунктом 2 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) и статьи 7.1 Закона N 973-1 не требуется.
- Сведения, поступившие в государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, составляют налоговую тайну. В этой связи на государственные органы распространяются положения пункта 6 статьи 102 Кодекса.
- Аналогичная позиция отражена в письме Минфина России от 25.07.2012 N 03-02-07/2-107 (прилагается).
- Сообщается для сведения и учета в дальнейшей работе.
- Действительный
- государственный советник
- Российской Федерации
- 3 класса
- Д.В.ЕГОРОВ
Министерство финансов Российской Федерации письмо от 25 июля 2012 г. №03-02-07/2-107
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу предоставления налоговыми органами сведений о налогоплательщиках в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции по запросам должностных лиц государственных органов и сообщает следующее.
- В соответствии со статьей 7.1 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации о противодействии коррупции представляют имеющиеся у них сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по запросам руководителей и других должностных лиц федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).
- Частью 7 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.
- Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 N 1065 утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (далее - Положение).
- Положением определен порядок осуществления проверки, в том числе достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей, и федеральными государственными служащими.
- Пунктом 4 Положения установлено, что проверка осуществляется по решению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, председателя президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции; Министра Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации, члена президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции; руководителя федерального государственного органа или территориального органа федерального государственного органа либо должностного лица, которому такие полномочия предоставлены руководителем соответствующего федерального государственного органа.
- Подпунктом "г" пункта 15 Положения определено, что при осуществлении проверки должностные лица кадровых служб вправе направлять в установленном порядке запрос (кроме запросов, касающихся осуществления оперативно-розыскной деятельности или ее результатов) в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения (далее - государственные органы и организации) об имеющихся у них сведениях: о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; о достоверности и полноте сведений, представленных гражданином в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; о соблюдении государственным служащим требований к служебному поведению.
- Согласно пункту 18 Положения запросы направляются:
- начальником Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров или уполномоченным им должностным лицом Управления, руководителем подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации, определяемого Правительством Российской Федерации, руководителем федерального государственного органа либо уполномоченным им должностным лицом - в государственные органы и организации;
- руководителем территориального органа федерального государственного органа - в государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов (кроме территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности), органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения.
- В соответствии с пунктом 20 Положения руководители государственных органов и организаций, в адрес которых поступил запрос, обязаны организовать исполнение запроса в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и представить запрашиваемую информацию.
- Следует отметить, что обязанность по уведомлению государственного служащего о начале в отношении его проверки, а также о том, какие сведения подлежат проверке, возложена на руководителя соответствующего подразделения, осуществляющего ее проведение (пункт 22 Положения).
- При этом Положением не предусмотрено получения согласия проверяемого лица на признание этих сведений общедоступными.
- Кроме того, указанные сведения, поступившие в государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, составляют налоговую тайну.
- Согласно пункту 6 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ) положения этой статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение таких сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках, поступившие в государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
- Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, в государственном органе, в который такие сведения поступили в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, имеют должностные лица, определяемые руководителем этого государственного органа.
- Директор Департамента
- И.В.ТРУНИН