» » » Об организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений ДОУ

Об организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений ДОУ


Российская Федерация
Письмо Минобрнауки РФ от 27 сентября 2012 года № 08-406
Об организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений ДОУ
Принято
Министерством образования и науки Российской Федерации
  1. В целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в части обеспечения доступности дошкольного образования, а также во исполнение поручения Правительства Российской Федерации по итогам совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 7 сентября 2012 г., Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет рекомендации по организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений муниципальных дошкольных учреждений.
  2. Директор Департамента
  3. Е.Л.НИЗИЕНКО
Приложение
к Письму от 27 сентября 2012 года № 08-406
Рекомендация
Рекомендации по организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений муниципальных дошкольных учреждений пояснительная записка
  1. В последние годы начала реализовываться такая форма дошкольного образования, как семейные детские сады (Москва, Краснодарский край, Ленинградская область, Приморский край - г. Владивосток), группы семейного типа (Челябинская область).
  2. С тем чтобы сделать деятельность данной вариативной формы дошкольного образования легитимной, в новую редакцию Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. N 2562, зарегистрировано в Минюсте России 18 января 2012 г., регистрационный N 22946) включены положения о том, что:
  3. "При необходимости в дошкольных образовательных учреждениях могут быть организованы:
  4. группы по присмотру и уходу за детьми, включая организацию их питания и режима дня, без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В группах по присмотру и уходу за детьми обеспечиваются их содержание и воспитание, направленные на социализацию и формирование у них практически ориентированных навыков, в том числе с учетом особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
  5. семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (пункт 9 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, далее - ДОУ).
  6. Как правило, семейные детские сады или группы семейного типа организуются как структурные подразделения государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений в специально арендованных квартирах жилых домов, специально снятых коттеджах. Основными преимуществами таких детских садов или групп являются: небольшая наполняемость групп (от 5 до 8 детей), близость к проживанию.
  7. В Москве и Краснодарском крае семейный детский сад организуется в многодетных семьях, имеющих 3 и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, по месту проживания данной семьи. В случае, если в многодетной семье имеется один или двое детей дошкольного возраста, организация семейного детского сада допускается при условии приема детей дошкольного возраста из других семей.
  8. Как показывает опыт Краснодарского края, необходимость в организации семейных детских садов существует, прежде всего, среди многодетных семей, особенно проживающих в сельской местности. Как правило, многодетные матери заинтересованы в постоянной работе и ряде социальных гарантий, которые появляются при приеме мамы на работу в детский сад. Таким образом, прослеживается социальная направленность услуги как в части повышения показателей охвата детей дошкольным образованием, так и в части социальной защиты многодетных семей.
  9. Также в качестве структурного подразделения муниципального или государственного дошкольного образовательного учреждения функционируют группы семейного типа в Челябинской области. Группы создаются на дому воспитателя в жилых помещениях, где выделяется площадь для размещения детей. Жилые помещения для групп семейного типа находятся в радиусе их пешеходной доступности от дошкольного учреждения. Примерное положение об организации групп семейного типа утверждено совместным приказом министерства образования Челябинской области и главного государственного санитарного врача по Челябинской области.
  10. В Белгородской области такая форма дошкольного образования как семейные дошкольные группы реализуется, в основном, на сельском подворье.
  11. Условия семейного дошкольного образования позволяют избежать проблем адаптации детей к условиям дошкольного учреждения. Вместе с тем планами работы учреждений дошкольного образования, структурными подразделениями которых являются семейные детские сады, предусмотрено не только проведение занятий мамой-воспитателем, но и развитие воспитанников семейного детского сада специалистами дошкольного учреждения (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, педагогом-психологом, логопедом и др.), посещение детьми мероприятий (праздников, досугов) или просто занятий в основном здании ДОУ. Следовательно, в семейных детских садах созданы условия для своевременной социализации детей раннего и дошкольного возраста.
  12. Факторами риска в организации семейных детских садов являются сложности в проведении лицензирования с целью оценки созданных в них условий.
  13. Немаловажным является также тот факт, что содержание ребенка в семейных дошкольных группах малой наполняемости, функционирующих в качестве структурных подразделений дошкольных учреждений, в настоящее время обходится бюджету дороже, чем содержание ребенка в муниципальном детском саду.
  14. Кроме того, необязательность педагогического образования мамы-воспитателя с одной стороны и необходимость реализации общеобразовательной программы дошкольного образования с другой стороны создают ряд трудностей, связанных, прежде всего, с организацией и проведением занятий (развитие речи, математическое развитие и другие). Решение данного вопроса осуществляется через систему наставничества, широкого привлечения педагогов-специалистов ДОУ. Вместе с тем очевидно, что без проведения курсовой переподготовки (обучения) воспитателя, не имеющего педагогического образования, организация квалифицированной деятельности мамы-воспитателя в условиях семейного детского сада невозможна.
  15. В предлагаемых рекомендациях приведен опыт Краснодарского края, Белгородской и Челябинской областей, г. Москвы по организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений муниципальных дошкольных образовательных учреждений, по нормативному правовому регулированию деятельности таких групп.
  16. I. Из опыта Челябинской области

  17. В Челябинской области примерное положение о порядке организации групп семейного типа при муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, а также примерное положение о филиале дошкольного образовательного учреждения разработаны совместно Главным управлением образования и науки Челябинской области и Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Челябинской области и рекомендованы органам местного самоуправления в июле 2003 г. совместным письмом руководителей указанных органов государственной власти Челябинской области.
  18. Важно, что приложением к примерному положению о порядке организации групп акт приема жилого помещения к эксплуатации в качестве группы семейного типа, в котором предусмотрено, что обследование жилого помещения и подписание акта проводится совместно представителями органов управления образованием, органов пожарного надзора и санэпиднадзора, а также представителями дошкольного образовательного учреждения, структурным подразделением которого станет семейная дошкольная группа.
  19. Вместе с тем, несмотря на проработанность нормативной правовой базы функционирования семейных дошкольных групп, в настоящее время в Челябинской области функционирует только одна семейная дошкольная группа в сельской местности. Она является структурным подразделением муниципального детского сада, расположенного на расстоянии 7 км от населенного пункта, в котором организована семейная дошкольная группа. В городах и поселках городского типа семейные дошкольные группы спросом у населения не пользуются.
  20. ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
  21. О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУПП СЕМЕЙНОГО ТИПА
  22. ПРИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
  23. 1. Общие положения
  24. 1.1. Группы семейного типа при дошкольных образовательных учреждениях - одна из новых форм организации общественного дошкольного образования с целью удовлетворения запросов родителей в общественном образовании детей дошкольного возраста при отсутствии достаточного количества мест в действующих учреждениях, а также для оказания помощи семье в воспитании ослабленных, часто болеющих детей, плохо адаптирующихся в больших коллективах.
  25. 1.2. Группы семейного типа являются структурными подразделениями дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и создаются в их составе на дому воспитателя в жилых помещениях, где выделяется площадь для размещения детей. Жилые помещения для групп семейного типа находятся в радиусе их пешеходной доступности от дошкольного учреждения.
  26. 1.3. Группы семейного типа создаются, реорганизуются, ликвидируются на основе приказа учредителя дошкольного образовательного учреждения.
  27. 1.4. Решение о создании, реорганизации и ликвидации группы семейного типа принимает учредитель ДОУ. Решение о создании группы семейного типа может быть принято учредителем на основании ходатайства образовательного учреждения.
  28. 1.5. Режим работы групп семейного типа определяется запросами родителей, уставом ДОУ и правилами внутреннего трудового распорядка структурного подразделения.
  29. 1.6. Деятельность групп семейного типа осуществляется в соответствии с действующим законодательством, уставом ДОУ и положением о порядке организации групп семейного типа.
  30. 2. Организация группы
  31. 2.1. Группы семейного типа открываются на основании приказа учредителя дошкольного образовательного учреждения с указанием адреса местонахождения группы, режима работы, количества детей, штатного расписания, порядка оплаты содержания детей.
  32. 2.2. Группы семейного типа открываются при наличии воспитателя, имеющего педагогическое образование и располагающего достаточными для открытия группы жилищными условиями (4 кв. м на 1 ребенка). Группы семейного типа могут открываться также в квартирах жилых домов, которые предоставляются учредителем для проживания воспитателю группы семейного типа на договорных условиях.
  33. 2.3. В жилом помещении группы семейного типа должны быть обеспечены необходимые санитарно-гигиенические условия и противопожарная безопасность, безопасность бытовых условий. Обязательно наличие аптечки первой медицинской помощи и первичных средств пожаротушения. На предмет соответствия условий требованиям составляется акт приема жилого помещения к эксплуатации в качестве группы семейного типа.
  34. 2.4. Текущий (косметический) ремонт в группе семейного типа проводится за счет средств учредителя.
  35. 2.5. Руководитель ДОУ обеспечивает группу семейного типа необходимыми оборудованием, игрушками и инвентарем за счет средств учредителя.
  36. 2.6. Эксплуатация группы разрешается при наличии санэпидзаключения: о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03.
  37. 2.7. Наполняемость группы семейного типа до 6 - 8 человек. По решению учредителя и исходя из конкретных условий наполняемость группы семейного типа детьми может быть ниже установленных нормативов.
  38. 2.8. Воспитатель группы семейного типа принимается на работу в дошкольное образовательное учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
  39. 2.9. В период очередного отпуска воспитателя или его болезни дети из группы семейного типа перераспределяются в возрастные группы детского сада или для них организуется самостоятельная группа в помещении детского сада. Возможность временного перевода детей из группы семейного типа в возрастную группу детского сада должна быть отражена в договоре, заключаемом между дошкольным образовательным учреждением и родителями (лицами их заменяющими) ребенка, посещающего семейную группу.
  40. 3. Порядок работы группы
  41. 3.1. Режим работы группы семейного типа определяемся учредителем. Группа может функционировать в режиме 5-дневной рабочей недели, 6-дневной рабочей недели, с 9 - 10-часовым, с 12-часовым пребыванием детей, круглосуточно, кратковременно.
  42. 3.2. Группа семейного типа может функционировать также в выходные и праздничные дни. Внесение родительской платы в этом случае определяется по соглашению между родителями и ДОУ.
  43. 3.3. Медицинское обслуживание детей осуществляется врачом и медсестрой детского сада.
  44. 3.4. В группе семейного типа реализуется образовательная программа (программы), направленная на реализацию государственного стандарта дошкольного образования.
  45. 3.5. Часть занятий с детьми в группе семейного типа, а также праздники и развлечения могут проводиться в помещениях детского сада с участием любых специалистов учреждения.
  46. 3.6. Питание детей группы семейного типа организуется в детском саду, в специально отведенном для этого месте. В исключительных случаях питание может быть доставлено из пищеблока детского сада в группу семейного типа обслуживающим персоналом детского сада.
  47. 3.7. Кратность питания детей определяется действующими нормативами в соответствии с режимом работы.
  48. 3.8. Для организации дневного сна детей в группе необходимо иметь кровати, диваны, кресла-кровати и др. в зависимости от условий. Каждый ребенок обеспечивается индивидуальным комплектом постельного белья, который хранится в отдельном полотняном мешке с маркировкой.
  49. 3.9. Смена и стирка белья производится в прачечной ДОУ.
  50. 3.10. Для организации прогулок детей выделяется часть участка детского сада.
  51. 4. Порядок финансирования работы группы семейного типа
  52. 4.1. Нормативное штатное расписание детского сада рассчитывается с учетом группы (групп) семейного типа.
  53. 4.2. Оплата труда воспитателя производится по действующим нормативам из расчета режима работы группы от 0,5 до 2,0 ставок воспитателя с дополнительной оплатой 0,5 - 1,0 ставки помощника воспитателя в связи с совмещением функций.
  54. 4.3. Оплата труда обслуживающего персонала, занятого выдачей питания, мытьем посуды, сменой белья, производится из расчета режима работы группы и фактической трудовой нагрузки от 0,25 до 0,75 ставки помощника воспитателя. Педагогическому и обслуживающему персоналу группы семейного типа могут устанавливаться доплаты и надбавки.
  55. 4.4. Заведующей детским садом, старшей медицинской сестре могут быть предусмотрены ежемесячные доплаты в размере 10% оклада за осуществление контроля и руководства работой группы семейного типа.
  56. 4.5. Учредитель возмещает воспитателю дополнительные коммунальные расходы на электроэнергию, водоснабжение и др. в сумме, предъявленной коммунальными службами к оплате по факту функционирования группы семейного типа в жилом помещении.
  57. 4.6. Порядок взимания родительской платы в группах семейного типа определяется учредителем. Размер родительской платы устанавливается договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и родителями (лицами их заменяющими) ребенка, посещающего семейную группу.
  58. 4.7. Воспитатель группы семейного типа ведет учет посещаемости детей в установленном порядке.
  59. 4.8. Специалисты дошкольного образовательного учреждения (врачи, дефектологи, музыкальный руководитель, старший воспитатель и др.) принимают участие в работе групп семейного типа в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и расписанием занятий.
  60. 4.9. Управление группой семейного типа осуществляется заведующей ДОУ.
Приложение
к Письму от 27 сентября 2012 года № 08-406
Рекомендация
Приложение
к Письму от 27 сентября 2012 года № 08-406
Рекомендация
  1.                                     Акт
             приема жилого помещения к эксплуатации в качестве группы
                                  семейного типа
    аттестации группы семейного типа от дошкольного образовательного учреждения
    N _______ на дому воспитателя ____________________________________________,
    проживающей по адресу _____________________________________________________
    Комиссия в составе:
    Председатель комиссии _____________________________________________________
    (представитель органа управления образования)
    Члены комиссии:
    от органов управления образованием ________________________________________
    от органов санэпиднадзора _________________________________________________
    пожарного надзора _________________________________________________________
    от дошкольного образовательного учреждения ________________________________
    Мы, нижеподписавшиеся, обследовав квартиру N ___, по адресу _______________
                                    УСТАНОВИЛИ:
    общая площадь квартиры _______________, жилая площадь квартиры ____________
    соответствует   по   нормам   для   комплектования группы семейного типа на
    дому в количестве ___________________ детей, санитарное состояние помещений
    _____________________, выполнение "Инструкции по организации охраны жизни и
    здоровья детей в детских садах" _______________________, наличие санитарной
    книжки у воспитателя __________________, наличие санитарной книжки у членов
    семьи ______, выполнение инструкции по пожарной безопасности _____________.
                                 РЕШЕНИЕ КОМИССИИ:
    Признать жилищные условия _________________________________________________
    _____________________ пригодными для функционирования группы семейного типа
    ДОУ N ________ на дому, разрешить _________________________ работу группы с
    "__" __________ 200_ г.
    Санитарно-эпидемиологическое заключение ЦГСЭН в городе (районе) ________ от
    "__" __________ 200_ г. N ___
    Акт аттестации действителен по "__" ____________ 200_ г.
    Председатель комиссии:
    Члены комиссии:
  2. II. Из опыта Белгородской области

  3. В Яковлевском и Шебекинском районах Белгородской области с 2011 года проходит апробацию такая вариативная форма организации дошкольного образования как семейная дошкольная группа на сельском подворье. Эксперимент по развитию данной вариативной формы дошкольного образования пока не получил широкого распространения, однако разработанная нормативная правовая база в процессе апробации показала свою эффективность. Эксперимент по функционированию группы семейного типа на сельском подворье проходит в сельских поселениях, в которых при небольшой численности детей дошкольного возраста строительство детского сада представляется нецелесообразным и экономически неэффективным. Вместе с тем, в расположенных в радиусе 5 - 10 км от данного сельского поселения населенных пунктах функционирует муниципальный детский сад, структурным подразделением которого и становится семейная дошкольная группа на сельском подворье.
  4. ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
  5. О ГРУППЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СЕЛЬСКОМ ПОДВОРЬЕ
  6. 1. Общие положения
  7. 1.1. Группа детей дошкольного возраста на сельском подворье (далее по тексту - группа) - группа детей дошкольного возраста общеразвивающей направленности, реализующая основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
  8. 1.2. Группа является структурным подразделением муниципального дошкольного образовательного учреждения (далее - МДОУ), реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с Уставом. Группа создается в его составе на дому воспитателя в жилых помещениях, где выделяется площадь для размещения детей. Жилые помещения для ее размещения преимущественно находятся в радиусе пешеходной доступности от детского сада.
  9. 1.3 Группа организуется с общей численностью от 5 до 8 детей.
  10. 1.4. Группа обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей от 2 до 7 лет.
  11. 1.5. Группа организуется в целях:
  12. реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования;
  13. создания равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.
  14. 1.6. Группа создается, реорганизуется, ликвидируются решением главы местного самоуправления муниципального района (городского округа).
  15. 1.7. Режим работы группы определяется уставом МДОУ и договором между МДОУ и воспитателем детского сада.
  16. 1.8. Деятельность группы осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Уставом МДОУ и данным положением.
  17. 2. Организация деятельности группы детей дошкольного возраста на сельском подворье
  18. 2.1. Группа открывается на основании решения главы местного самоуправления муниципального района (городского округа) с указанием адреса их места нахождения, режима работы, количества детей, штатного расписания.
  19. 2.2. Группа создается в составе МДОУ на дому воспитателя в жилых помещениях, где выделяется площадь для организации группы (не менее 6 кв. м общей площади на одного ребенка, в том числе - 4 кв. м жилой площади).
  20. 2.3. Воспитатель группы является сотрудником МДОУ. При подборе воспитателей учитываются их личные качества.
  21. Воспитателями могут быть матери детей, зачисленных в группу, имеющие среднее (полное) общее образование, прошедшие курсовую переподготовку в Белгородском региональном институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, за исключением:
  22. лиц, признанных судом недееспособными;
  23. лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
  24. отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
  25. бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
  26. лиц, имеющих заболевания, при наличии которых запрещена работа с детьми;
  27. лиц, не располагающих необходимыми жилищно-бытовыми условиями для организации детского сада на сельском подворье;
  28. лиц, имеющих судимость.
  29. 2.4. Воспитатель группы наряду с заведующим МДОУ несет ответственность за жизнь, здоровье, воспитание и обучение ребенка в соответствии с действующим законодательством. Права, социальные гарантии воспитателя определяются законодательством Российской Федерации, уставом МДОУ и трудовым договором.
  30. 2.5. Воспитатель группы обязан руководствоваться Уставом МДОУ, приказами, распоряжениями и иными указаниями заведующего МДОУ, должностной инструкцией.
  31. 2.6. Воспитатель, другие работники группы проходят медицинский осмотр в установленном порядке в соответствии с требованиями к прохождению профилактических медицинских осмотров и соблюдают требования к личной гигиене персонала.
  32. 2.7. Воспитателю группы гарантируется возмещение за счет средств местного бюджета коммунальных расходов за пользование общей площадью (из расчета 6 кв. м на одного ребенка), на которой организована группа из расчета фактически сложившихся затрат за предыдущий финансовый год по муниципальным дошкольным образовательным учреждениям муниципального района (городского округа), а также 100% возмещение абонентской платы за пользование местной телефонной связью (за исключением платы за пользование сетью Интернет, междугородней телефонной связью и международной телефонной связью) по тарифам, установленным для населения области.
  33. 2.8. Ребенок в группе на сельском подворье является воспитанником муниципального дошкольного образовательного учреждения, в которое он принимается в соответствии с Уставом МДОУ. Зачисление ребенка в группу на сельском подворье осуществляется с согласия родителя (законного представителя) на основании договора между родителем и МДОУ.
  34. 2.9. В группе реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования, реализуемая в МДОУ, структурным подразделением которого является группа.
  35. 2.10. Государственный статус группы определяется в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых ею образовательных программ и устанавливается при государственной аккредитации МДОУ, структурным подразделением которого она является.
  36. 2.11. Для организации деятельности группы в штатное расписание МДОУ вводятся дополнительные штатные единицы:
  37. воспитатель - 1,5 ст.;
  38. музыкальный руководитель - 0,12 ст.;
  39. ст. медсестра - 0,12 ст.;
  40. помощник воспитателя - 0,5 ст.
  41. повар - 0,5 ст.
  42. Данные штатные единицы определяются из расчета на 5 - 8 детей для одной группы, являющейся структурным подразделением МДОУ.
  43. 2.12. Медицинское обслуживание детей осуществляется в соответствии с порядком, определенным уставом МДОУ.
  44. 2.13. Питание детей в группе организуется в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.1249-03, утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 марта 2003 г., уставом МДОУ.
  45. 2.14. Приготовление пищи для детей группы осуществляется в здании, где размещена группа, или в здании МДОУ с доставкой ее в специальной таре.
  46. 2.14. Ответственность за организацию питания детей в группе возлагается на заведующего МДОУ и воспитателя группы.
  47. 2.15. Заведующий МДОУ предоставляет для оснащения группы мебель, мягкий инвентарь, посуду и моющие средства, канцелярские товары, игрушки и прочие принадлежности для учебных целей в соответствии с установленными требованиями СанПиН 2.4.1.1249-03.
  48. 2.16. Стирка белья производится в прачечной МДОУ. Каждый ребенок обеспечивается индивидуальным комплектом постельного белья, который хранится в отдельном полотняном мешке с маркировкой.
  49. 2.17. Заведующий МДОУ осуществляет ежедневный контроль за функционированием группы.
  50. 2.18. Органы управления образованием муниципального района (городского округа) оказывают методическую и консультативную помощь в организации деятельности группы детей дошкольного возраста на сельском подворье.
  51. 3. Создание группы детей дошкольного возраста на сельском подворье
  52. 3.1. Группа создается на основании решения главы местного самоуправления на дому воспитателя в жилых помещениях, где выделяется площадь для организации группы, либо в специально отведенном домовладении.
  53. 3.2. Группа создается при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения на используемые помещения, выданного территориальным органом управления Роспотребнадзора по Белгородской области, и положительного заключения, выданного управлением образования администрации муниципального района (городского округа).
  54. 3.3. В помещениях группы должны быть обеспечены необходимые санитарно-гигиенические условия и противопожарная безопасность. Обязательно наличие аптечки первой медицинской помощи и первичных средств пожаротушения.
  55. 3.4. Основанием для открытия группы являются:
  56. письменное заявление потенциального воспитателя детского сада на сельском подворье;
  57. акт обследования помещения специалистами управления образования администрации муниципального района (городского округа), территориальных органов управления Роспотребнадзора по Белгородской области и Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС по Белгородской области;
  58. заявления родителей о приеме ребенка в группу;
  59. заключение трудового договора заведующего МДОУ с воспитателем группы о принятии его на работу.
  60. 3.5. Воспитатель группы зачисляется в штат МДОУ с установленной оплатой труда в соответствии с действующим законодательством.
  61. 4. Режим работы группы детей дошкольного возраста на сельском подворье
  62. 4.1. Режим работы группы и длительность пребывания в ней детей определяются уставом МДОУ, договором между МДОУ и воспитателем группы.
  63. 4.2. Занятия с детьми, праздники и развлечения могут проводиться как в помещении группы, так и в помещениях МДОУ, структурным подразделением которого является группа, с участием педагогов МДОУ.
  64. 4.3. Организация дневного сна детей в группе осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.1249-03.
  65. 4.4. Прогулки детей осуществляются на территории сельского подворья.
  66. 4.5. Педагоги МДОУ принимают участие в работе группы в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка МДОУ, режимом работы детского сада и расписанием занятий в группе.
  67. 5. Порядок финансирования работы группы детей дошкольного возраста на сельском подворье
  68. 5.1. Нормативное штатное расписание группы рассчитывается с учетом количества групп МДОУ.
  69. 5.2. Оплата труда воспитателя производится по действующим нормативам из расчета режима работы группы.
  70. 5.3. Порядок взимания платы за содержание детей в группе определяется решением органов местного самоуправления.
  71. 5.4. Размер родительской платы за содержание детей в группе определяется в том же размере, который установлен за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
  72. 5.5. Финансирование группы производится за счет средств бюджета муниципального района (городского округа) по разделу "Образование", предусмотренных на содержание муниципальных дошкольных образовательных учреждений.
  73. РЕКОМЕНДАЦИИ
  74. ПО ПОДГОТОВКЕ ДОМОВЛАДЕНИЙ СОБСТВЕННИКОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ
  75. ГРУППЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СЕЛЬСКОМ ПОДВОРЬЕ
  76. Организация группы детей дошкольного возраста на сельском подворье требует тщательного подхода к подготовке домовладений собственников для размещения в них дошкольных образовательных учреждений в соответствии с существующей нормативно-правовой базой.
  77. Основные направления и требования при подготовке
  78. домовладений собственников для организации группы детей
  79. дошкольного возраста на сельском подворье
  80. С целью создания безопасных условий функционирования детского сада (группы) при подготовке домовладений собственников необходимо руководствоваться:
  81. - "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03 ";
  82. - Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении правил пожарной безопасности в РФ" (ППБ 01-03).
  83. Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией ДОУ, воспитанием и обучением детей, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
  84. При реконструкции и ремонте домовладения следует использовать строительные и отделочные материалы, имеющие санитарно-эпидемиологическое заключение об их соответствии требованиям, предъявляемым к детским учреждениям.
  85. Игровое и спортивное оборудование на участке и в здании, мебель, игры, игрушки, издательская продукция, предметы гигиены и ухода за детьми, моющие и дезинфицирующие средства должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам.
  86. Рекомендации по подготовке территории
  87. - Размещать группу следует в домовладении, удаленном от магистральных улиц, коммунальных и промышленных предприятий, гаражей.
  88. - Территорию группы необходимо оградить забором высотой не менее 1,6 м и полосой зеленых насаждений, оснастить наружным освещением.
  89. - Для прогулок необходимо оборудовать игровую территорию с верандой (теневым навесом), песочницей, малыми формами, спортивным оборудованием (турник, горка, качели и т.д.) в соответствии с возрастом.
  90. Все оборудование должно быть надежно закреплено, не иметь острых выступов, шероховатостей, выступающих болтов.
  91. - Покрытие игровой территории должно быть травяным с утрамбованным грунтом.
  92. - Для озеленения территории запрещается использовать растения с ядовитыми плодами и колючками.
  93. - При достаточной площади участка рекомендуется оборудовать физкультурную площадку с гимнастическими и спортивными снарядами, беговой дорожкой, прыжковой ямой, полосой препятствий.
  94. Группа детей дошкольного возраста на сельском подворье может использовать физкультурную площадку дошкольного образовательного учреждения, структурной единицей которого она является.
  95. - Хозяйственную зону желательно расположить вдали от игрового и физкультурного участка, изолировав ее зелеными насаждениями.
  96. - Въезды и входы на территорию подворья покрывают асфальтом, бетоном или другим твердым покрытием.
  97. Рекомендации по подготовке здания
  98. - Здание не должно превышать 2 этажей, с размещением основных помещений в наземных этажах. Размещение в подвальных и цокольных этажах помещений для пребывания детей не допускается.
  99. - Высота внутренних помещений от пола до потолка должна быть не менее 3 метров.
  100. - Входы в здание должны быть оборудованы двойными тамбурами глубиной не менее 1,6 метра.
  101. - При планировке помещений необходимо предусмотреть размещение:
  102. - групповой ячейки (одной или нескольких для каждой возрастной группы в зависимости от площади домовладения);
  103. - специализированного помещения для поочередного использования группами для проведения музыкальных и физкультурных занятий;
  104. - сопутствующих помещений (медицинский кабинет, пищеблок, прачечная, служебно-бытовые помещения для персонала).
  105. - Групповая ячейка должна включать в себя: помещение для игр и занятий, спальное место (возможно размещение в игровой комнате), раздевалку, туалетную, буфетную.
  106. - В буфетной для мытья посуды устанавливается 3- или 2-гнездная мойка с подводкой холодной и горячей воды.
  107. - Туалетное помещение необходимо разделить на умывальную зону с детскими умывальниками и поддоном для мытья ног и зону санитарных узлов с детскими унитазами.
  108. - Медицинский блок должен включать в себя медицинский кабинет и изолятор, оснащенный медицинским оборудованием.
  109. Для группы детей дошкольного возраста на сельском подворье медицинский кабинет может располагаться в основном здании ДОУ, но наличие аптечки первой медицинской помощи обязательно.
  110. - Пищеблок размещается на 1 этаже. При его планировке следует предусмотреть последовательность технологических процессов, исключающих встречные потоки сырой и готовой продукции.
  111. Пищеблок группы детей дошкольного возраста на сельском подворье может размещаться в основном здании ДОУ при наличии специальной тары для транспортировки приготовленной пищи.
  112. - Кладовые для хранения сыпучих продуктов, холодильные камеры необходимо изолировать от кухни, не размещать под моечными и санитарными узлами.
  113. - Оснащение пищеблока производственным оборудованием и раздаточным инвентарем регламентировано требованиями СанПиН.
  114. Рекомендации по внутренней отделке помещений
  115. - Стены помещений должны быть гладкими и иметь отделку, допускающую влажную уборку и дезинфекцию. Стены помещений с повышенной влажностью (пищеблок, туалетная, прачечная и др.) необходимо облицевать плиткой не менее чем на 1,5 метра.
  116. - Для отделки потолков рекомендуется использовать меловую и известковую побелку, водоэмульсионную и масляную (в помещениях с повышенной влажностью) краску.
  117. - Полы должны быть гладкими, не скользкими, без дефектов, допускающими влажную и дезинфекционную обработку, утепленные и отапливаемые в группах, размещенных на 1 этаже (не менее 22 градусов в зимнее время).
  118. Рекомендации по оборудованию помещений
  119. - Оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей, учитывать гигиенические и педагогические требования, не иметь дефектов и неисправностей.
  120. - В группе каждому ребенку необходимо обеспечить личное пространство: шкафчик для одежды, шкафчик для предметов личной гигиены, стул, стол (2- и 4-местные), кровать.
  121. - В группе для детей до 3-х лет желательно предусмотреть физкультурное оборудование (горка, лестница-стремянка, снаряды для пролезания и др.), в группе для детей дошкольного возраста - спортивный уголок с физкультурным оборудованием (обручи, мячи, кегли и др.)
  122. Рекомендации по устройству освещения
  123. - В основных помещениях должно быть достаточное естественное освещение. С целью недопущения снижения уровня естественного освещения необходимо исключить в помещении для занятий детей длинные шторы, широколистные комнатные растения на подоконниках. В качестве солнцезащитных устройств можно использовать вертикальные жалюзи, изготовленные из влагостойкого материала.
  124. - Для проведения занятий необходимо оборудовать дополнительное искусственное освещение, преимущественно люминесцентное. При использовании ламп накаливания обязательно применение защитных арматур (светильников).
  125. Рекомендации по устройству отопления и вентиляции
  126. - Здание должно быть оборудовано системами центрального отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению и вентиляции в общественных зданиях и сооружениях. Допускается автономное или газовое отопление.
  127. - В качестве нагревательных приборов устанавливаются: радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели.
  128. - Температура нагревательных приборов не должна быть более 80 градусов, нагревательные приборы должны быть ограждены съемными деревянными решетками.
  129. Рекомендации по устройству водоснабжения и канализации
  130. - Здание необходимо оборудовать системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений.
  131. - Необходимо обеспечить учреждение доброкачественной питьевой водой.
  132. - При отсутствии централизованных сетей водопровода и канализации выбор и устройство местных систем допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
  133. - В неканализованных районах необходимо оборудовать внутреннюю канализацию при условии местного выгреба, с последующим вывозом стоков на очистные сооружения.
  134. - При отсутствии централизованного водоснабжения следует обеспечить механизированную подачу воды в туалетные групповых ячеек (37 - 60 градусов), пищеблок, прачечную и медицинский кабинет.
  135. - Допускается организация автономной системы горячего водоснабжения.
  136. С целью сохранения жизни и здоровья воспитанников и работников группы при подготовке домовладений необходимо учесть следующие требования безопасности:
  137. - Спортивное, крупное игровое оборудование в здании и на территории, крупная мебель (шкафы, полки и др.) должны быть прочно закреплены.
  138. - Двери со стеклянными проемами необходимо защитить деревянными рейками до уровня выше роста ребенка, либо иметь армированное стекло.
  139. - Хранение лекарственных препаратов, дезинфицирующих средств осуществлять в недоступных для детей местах.
  140. - Помещения для детей оборудовать закрывающимися штемпельными розетками на высоте 1,8 м от пола.
  141. - Во избежание самостоятельного ухода ребенка из детского сада необходимо обеспечить закрытость здания и территории (отсутствие повреждений в ограждении территории, наличие запорных устройств на воротах, калитках выше роста ребенка).
  142. - При организации экологических пространств не допускать:
  143. - наличие на территории, в здании растений с ядовитыми плодами и колючками;
  144. - прием животных без соответствующего разрешения ветеринарного надзора.
  145. - С целью обеспечения пожарной безопасности необходимо руководствоваться приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении правил пожарной безопасности в РФ" (ППБ 01-03): наличие свободных эвакуационных выходов, средств пожаротушения, планов эвакуации людей в случае пожара, системы оповещения людей о пожаре, исключение хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся материалов, нераспашных решеток на окнах и др.
  146. ПРИМЕРНЫЙ ДОГОВОР
  147. О СОЗДАНИИ ГРУППЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  148. НА СЕЛЬСКОМ ПОДВОРЬЕ
  149. "__" _____________ 20__ г.
  150.     Муниципальное дошкольное образовательное учреждение ___________________
    __________________________________________________________________________,
                      (наименование детского сада по Уставу)
    именуемое в дальнейшем "Учреждение", в лице заведующего __________________,
                                                              (фамилия, имя,
                                                                 отчество)
    действующего  на  основании Устава,  с  одной стороны, и воспитатель группы
    детей дошкольного возраста на сельском подворье __________________________,
                                                     (фамилия, имя, отчество)
    именуемый в дальнейшем "Воспитатель", с другой стороны, заключили настоящий
    договор о следующем:
  151. 1. Предмет договора
  152. 1.1. Настоящий договор определяет и регулирует взаимоотношения между Учреждением и Воспитателем.
  153.     1.2. Предметом договора является организация деятельности детского сада
    на сельском подворье Воспитателя, развитие,  воспитание  и  обучение  детей
    ___________________________________________________________________________
    ___________________________________________________________________________
    ___________________________________________________________________________
    ___________________________________________________________________________
                 (фамилии, имена, отчества и дата рождения детей)
    (далее  по тексту совместно именуемые - "Дети",  а  каждый  по  отдельности
    - "ребенок") в группе детей дошкольного возраста на сельском подворье.
  154. 2. Организация деятельности группы детей дошкольного возраста на сельском подворье
  155.     2.1.   Группа   детей   дошкольного   возраста   на  сельском  подворье
    организуется в соответствии с Постановлением ______________________________
                                                     (наименование органа,
                                                    принявшего постановление)
    от _________________ года N ____ "________________________________________"
                                            (наименование постановления)
    в  целях  реализации   гарантированного   гражданам   Российской  Федерации
    права  на  получение  общедоступного и бесплатного дошкольного образования,
    создания равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.
  156. 2.2. Группа детей дошкольного возраста на сельском подворье обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
  157. 2.3. Группа детей дошкольного возраста на сельском подворье организуется по месту проживания Воспитателя по адресу: ____________________________, при этом арендных правоотношений между сторонами не возникает.
  158. 2.4. При уменьшении численности детей дошкольного возраста в группе детей дошкольного возраста на сельском подворье до четырех детей и менее, продолжение функционирования детского сада возможно только при условии дополнительного приема в детский сад детей дошкольного возраста.
  159. 2.5. На основании заявления Воспитателя между Воспитателем и Учреждением заключается срочный трудовой договор, и Воспитатель назначается на должность воспитателя группы детей дошкольного возраста на сельском подворье.
  160. 2.6. Режим работы группы детей дошкольного возраста на сельском подворье совпадает с режимом работы Воспитателя данного детского сада. Режим работы Воспитателя группы детей дошкольного возраста на сельском подворье устанавливается Учреждением (работодателем) в соответствии с трудовым законодательством.
  161. 2.7. В периоды временной нетрудоспособности или отпусков Воспитателя группы детей дошкольного возраста на сельском подворье, а также других периодов, когда исполнение обязанностей воспитателя не осуществляется, настоящий договор приостанавливает свое действие, группа детей дошкольного возраста на сельском подворье не работает.
  162. 2.8. В периоды временной нетрудоспособности или отпусков Воспитателя группы детей дошкольного возраста на сельском подворье, а также других периодов, когда исполнение обязанностей Воспитателя не осуществляется, деятельность группы детей дошкольного возраста на сельском подворье может быть продолжена в случае заключения Учреждением срочного трудового договора на время исполнения обязанностей отсутствующего Воспитателя группы детей дошкольного возраста на сельском подворье и договора с другим воспитателем.
  163. 2.9. Организация питания в группе детей дошкольного возраста на сельском подворье возлагается на Воспитателя группы детей дошкольного возраста на сельском подворье.
  164. На организацию питания в группе детей дошкольного возраста на сельском подворье предусматривается финансирование из бюджета муниципального района (городского округа) в установленном порядке.
  165. 2.10. Организация образовательного процесса в группе детей дошкольного возраста на сельском подворье регламентируется локальными актами Учреждения.
  166. 3. Обязанности сторон
  167. 3.1. Стороны обязуются:
  168. 3.1.1. Обеспечить:
  169. - охрану жизни и укрепление физического и психического здоровья Детей;
  170. - их интеллектуальное, физическое и личностное развитие;
  171. - развитие их творческих способностей и интересов с учетом индивидуальных особенностей;
  172. - индивидуальный подход к ребенку;
  173. - защиту прав и достоинств ребенка.
  174. 3.1.2. Организовывать деятельность ребенка в период его пребывания в группе детей дошкольного возраста на сельском подворье в соответствии с его возрастом, индивидуальными особенностями, содержанием образовательной программы Учреждения, обеспечивая его интеллектуальное, физическое и личностное развитие.
  175. 3.1.3. Осуществлять необходимую коррекцию отклонений в развитии ребенка.
  176. 3.1.4. Приобщать ребенка к общечеловеческим ценностям.
  177. 3.1.5. Взаимодействовать друг с другом для обеспечения полноценного развития ребенка.
  178.     3.1.6. Осуществлять воспитание, обучение и развитие Детей по  программе
    ___________________________________________________________________________
            (указать наименование программы в соответствии с лицензией)
  179. 3.1.7. Организовать предметно-развивающую среду, способствующую развитию ребенка.
  180. 3.1.8. Обеспечить медицинское обслуживание Детей, проведение оздоровительных, лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий.
  181. 3.2. Учреждение обязуется:
  182. 3.2.1. Осуществлять руководство деятельностью группы детей дошкольного возраста на сельском подворье, Воспитателя группы, оказывать квалифицированную помощь (в рамках компетенции Учреждения) с учетом социокультурных и психолого-педагогических потребностей семьи в интересах воспитания и развития ребенка с целью улучшения его эмоционального самочувствия и обогащения воспитательного опыта Воспитателя.
  183. 3.2.2. Знакомить Воспитателя с локальными актами, регламентирующими деятельность Учреждения, и иными нормативными правовыми актами в области образования.
  184. 3.2.3. Осуществлять контроль за функционированием группы детей дошкольного возраста на сельском подворье.
  185. 3.3. Воспитатель обязуется:
  186. 3.3.1. Соблюдать Устав Учреждения.
  187. 3.3.2. Представлять документы, необходимые для зачисления ребенка в детский сад на сельском подворье, для назначения на должность воспитателя детского сада иные необходимые документы: (заявления, справки, медицинские карты и проч.).
  188. 3.3.3. Обеспечить соответствие условий пребывания Детей в группе детей дошкольного возраста на сельском подворье по месту жительства семьи санитарно-гигиеническим, противопожарным и прочим требованиям действующего законодательства.
  189. 3.3.4. Обеспечить реализацию образовательных программ Учреждения в период пребывания Детей в группе детей дошкольного возраста на сельском подворье, посещение Детьми занятий и иных видов деятельности, проводимых Учреждением.
  190. 3.3.5. Нести ответственность за воспитание и развитие Детей, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии Детей.
  191. 3.3.6. Постоянно находиться вместе с Детьми в период их пребывания в группе детей дошкольного возраста на сельском подворье, независимо от места проведения занятий и других видов деятельности (в домашних условиях, в здании Учреждения и пр.). При проведении занятий с детьми в здании Учреждения в разных группах - находиться на занятии с одним из детей, лично передав остальных детей под присмотр педагогических работников Учреждения.
  192. 3.3.7. Нести ответственность за жизнь и здоровье Детей в период их пребывания в группе детей дошкольного возраста на сельском подворье.
  193. 3.3.8. Организовать с учетом пребывания Детей в группе детей дошкольного возраста на сельском подворье 3-х разовое сбалансированное питание (завтрак, обед, ужин), обеспечить соблюдение режима питания и его качество. При организации питания Детей в группе на сельском подворье использовать продукты питания в соответствии с утвержденным Учреждением меню.
  194. 3.3.9. Приводить ребенка в Учреждение в опрятном виде, со сменной одеждой и обувью (при посещении занятий в здании Учреждения), без признаков болезни и недомогания.
  195. 3.3.10. Незамедлительно информировать Учреждение лично или по телефону о болезни, отсутствии ребенка или Воспитателя и их причинах до 10.00 часов текущего дня.
  196. 3.3.11. Незамедлительно информировать Учреждение о приходе ребенка в группу после его отсутствия или о выходе Воспитателя на работу после временной нетрудоспособности или отпуска до 10.00 часов текущего дня.
  197. 3.3.12. Представлять письменное заявление о сохранении за ребенком места в группе детей дошкольного возраста сельском подворье на время отсутствия ребенка по причинам санаторно-курортного лечения, карантина, отпуска, командировки, болезни Воспитателя, а также в летний период, в иных случаях по согласованию с Учреждением.
  198. 3.3.13. Незамедлительно извещать Учреждение об изменении места жительства, контактных телефонов.
  199. 3.3.14. Взаимодействовать с Учреждением по всем направлениям развития, воспитания и обучения Детей.
  200. 3.3.15. Обеспечить допуск уполномоченных сотрудников Учреждения в группу детей дошкольного возраста на сельском подворье в любое время в часы работы группы для совместной организации образовательного процесса, а также осуществления контроля за реализацией настоящего договора Воспитателем.
  201. 4. Права сторон
  202. 4.1. Учреждение имеет право:
  203. 4.1.1. Вносить предложения по совершенствованию развития, воспитания и обучения ребенка в группе детей дошкольного возраста на сельском подворье.
  204. 4.1.2. Знакомиться с социокультурными потребностями семей воспитанников. Изучать социально-педагогические потребности родителей в общественном дошкольном образовании с научно-практическими целями.
  205. 4.1.3. При наличии возможностей (свободных мест и проч.) у Учреждения и согласия Воспитателя переводить ребенка в другие группы в следующих случаях:
  206. - при уменьшении количества детей;
  207. - нетрудоспособности или отпуска Воспитателя группы детей дошкольного возраста на сельском подворье;
  208. - в летний период.
  209. 4.1.4. При закрытии группы детей дошкольного возраста на сельском подворье и отсутствии свободных мест в Учреждении ходатайствовать перед управлением образования о предоставлении места ребенку в другом Учреждении.
  210. 4.1.5. Отчислять ребенка из Учреждения при наличии медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка, препятствующего его дальнейшему пребыванию в данном Учреждении.
  211. 4.1.6. Рекомендовать Воспитателю посетить психолого-медико-педагогическую комиссию с целью определения необходимости оказания квалифицированной коррекционной помощи ребенку, а при необходимости - и профиля Учреждения, соответствующего состоянию развития и здоровья ребенка, для его дальнейшего пребывания.
  212. 4.1.7. Обращаться за поддержкой в территориальные службы социальной помощи населению, других социальных институтов образования в случаях ненадлежащего соблюдения прав ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и другими законодательными актами РФ.
  213. 4.2. Воспитатель имеет право:
  214. 4.2.1. Требовать от Учреждения соблюдения Устава и условий настоящего договора.
  215. 4.2.2. Принимать участие в создании и работе органов самоуправления Учреждения в целях сотрудничества в решении социальных, культурных, образовательных и управленческих задач деятельности Учреждения.
  216. 4.2.3. Заслушивать отчеты заведующего и педагогов о работе Учреждения.
  217. 4.2.4. Знакомиться с содержанием образовательной программы Учреждения, получать по личной просьбе информацию о жизни и деятельности ребенка, его личностном развитии.
  218. 4.2.5. Вносить предложения по улучшению работы Учреждения и по организации платных дополнительных образовательных услуг.
  219. 4.2.6. Выбирать из перечня, предлагаемого Учреждением, виды платных дополнительных образовательных услуг.
  220. 4.2.7. Высказывать личное мнение Учреждению по вопросам открытости его работы, доступности информации о работе Учреждения, стиле общения с детьми и родителями, ценности сотрудничества для обогащения опыта воспитания.
  221. 4.2.9. Оказывать Учреждению добровольную помощь в реализации уставных задач в установленном законом порядке.
  222. 5. Ответственность сторон
  223. 5.1. Стороны несут взаимную ответственность за обязательное соблюдение условий настоящего договора.
  224. 5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, принятых на себя по настоящему договору, стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
  225. 6. Порядок изменения и расторжения договора
  226. 6.1. Все изменения и дополнения к настоящему договору действительны и являются его неотъемлемой частью только в том случае, если они составлены в письменном виде и подписаны уполномоченными представителями обеих сторон.
  227. 6.2. Договор может быть расторгнут по соглашению сторон в любое время. При этом сторона, инициировавшая расторжение договора, должна предупредить об этом другую сторону за 14 дней.
  228. 7. Порядок разрешения споров
  229. 7.1. В случае невозможности разрешения разногласий путем переговоров стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.
  230. 8. Срок действия договора
  231. 8.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами.
  232. 8.2. Действие настоящего договора прекращается в следующих случаях с момента:
  233. 8.2.1. Уменьшения численности детей дошкольного возраста в группе детей дошкольного возраста на сельском подворье до четырех детей и менее.
  234. 8.2.2. Увольнения с должности Воспитателя группы детей дошкольного возраста на сельском подворье независимо от причин увольнения.
  235. 8.2.3. В случае прекращения деятельности группы детей дошкольного возраста на сельском подворье или Учреждения в целом в соответствии с действующим законодательством.
  236. 8.2.4. В иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
  237. 8.3. Предусмотренные настоящим договором обязательства сторон по обучению и воспитанию ребенка прекращаются при:
  238. - достижении ребенком возраста 7 лет;
  239. - зачислении ребенка в иное образовательное учреждение;
  240. - переводе ребенка в другие группы Учреждения (за исключением временных переводов с согласия Родителя на период отпуска или нетрудоспособности воспитателя и т.п.);
  241. - в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством и настоящим договором.
  242. 9. Прочие условия
  243. 9.1. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу:
  244. один экземпляр хранится в Учреждении;
  245. другой экземпляр выдается Воспитателю.
  246. 9.2. Особые условия к настоящему договору, дополнения и изменения оформляются приложением к договору.
  247. 10. Адреса и реквизиты сторон
  248. Учреждение:                           Воспитатель группы детей дошкольного
    возраста на сельском подворье:
    _____________________________________
    Адрес:                                         (Ф.И.О. воспитателя)
    Паспортные данные:
    Телефон:                              Серия ___________ N _________________
    Выдан _______________________________
    Фамилия, имя, отчество                _____________________________________
    руководителя Учреждения:              Дата ________________________________
    Адрес места жительства, по которому
    зарегистрирован воспитатель: ________
    _____________________________________
    (с указанием почтового индекса)
    Адрес фактического проживания:
    _____________________________________
    _____________________________________
    (с указанием почтового индекса)
    Телефон: ____________________________
    Подпись: __________________________   Подпись: ____________________________
    Дата                                  Дата
    "__" ______________________ 20__ г.   "__" ________________________ 20__ г.
  249. ПРИМЕРНАЯ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
  250. воспитателя группы детей дошкольного возраста
  251. на сельском подворье (утверждается руководителем
  252. дошкольного образовательного учреждения, структурным
  253. подразделением которого является группа детей
  254. дошкольного возраста на сельском подворье)
  255.     Настоящая  должностная  инструкция  разработана  и утверждена на основе
    Устава ___________________________________________________________________,
                                  (наименование МДОУ)
    Типового     положения     о    дошкольном    образовательном   учреждении,
    квалификационных  характеристик и требований по должности, в соответствии с
    положениями  Трудового  кодекса  Российской  Федерации  и  иных нормативных
    актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.
  256. 1. Общие положения
  257. 1.1. Воспитатель группы детей дошкольного возраста на сельском подворье является сотрудником детского сада, организующим жизнедеятельность детей и осуществляющим воспитательно-образовательный процесс.
  258. 1.2. Воспитатель назначается на должность и увольняется с нее приказом заведующей детского сада.
  259. 1.3. Воспитатель группы детей дошкольного возраста на сельском подворье назначается из числа лиц, имеющих необходимую профессиональную подготовку и прошедших медицинское обследование.
  260. 1.4. Воспитатель должен знать и в своей работе руководствоваться и применять:
  261. - Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенцию о правах ребенка, Устав детского сада, правила внутреннего распорядка, приказы и распоряжения заведующей и иные локальные акты детского сада;
  262. - возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию и гигиену;
  263. - основы доврачебной медицинской помощи;
  264. - теорию и методику воспитательной работы;
  265. - нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;
  266. - правила и нормы охраны труда, техники безопасности, противопожарной защиты.
  267. 1.5. Воспитатель подчиняется непосредственно заведующей детским садом и старшему воспитателю.
  268. 2. Основные задачи и обязанности:
  269. 2.1. Основными задачами воспитателя являются:
  270. - охрана жизни и укрепление здоровья детей;
  271. - создание максимально благоприятных условий, обеспечивающих интеллектуальное, личностное и физическое развитие детей;
  272. - осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;
  273. - обеспечение реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
  274. 2.2. Должностные обязанности:
  275. - организует и осуществляет воспитательно-образовательный процесс в соответствии с утвержденной образовательной программой дошкольного образовательного учреждения;
  276. - содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка, его склонностей, интересов;
  277. - устанавливает личностный контакт с детьми, создает благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу;
  278. - использует разнообразные приемы, методы и средства воспитания и обучения детей;
  279. - ведет табель учета посещаемости детей группы, ежемесячно (в конце месяца) представляет его старшей медсестре детского сада;
  280. - организует выполнение детьми режима дня, обеспечивает сохранение и укрепление здоровья детей;
  281. - обеспечивает соблюдение прав и свобод, охрану жизни и здоровья детей в период воспитательного процесса;
  282. - обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
  283. - в профессиональной и внеслужебной деятельности руководствуется общепринятыми нормами нравственности и правилами поведения, проявляет терпение, вежливость, тактичность, доброжелательное отношение и уважение к участникам образовательного процесса и другим лицам;
  284. - обеспечивает светский характер образования;
  285. - работает по графику (расписанию), утвержденному заведующим детского сада;
  286. - предоставляет возможность административному, педагогическому и медицинскому персоналу детского сада присутствовать на занятиях и мероприятиях, проводимых с воспитанниками группы при условии предварительного уведомления не позднее, чем за 1 день;
  287. - планирует свой рабочий день, определяет цели и задачи занятий, а также методы, приемы и формы их достижения;
  288. - организует питание в группе детей дошкольного возраста на сельском подворье;
  289. - содержит в образцовом порядке (регулярно заполняет, ведет) и по первому требованию представляет руководству документацию группы:
  290. план воспитательно-образовательной работы;
  291. тетрадь учета инвентаря и игрушек;
  292. табель посещаемости;
  293. диагностические карты;
  294. - участвует в деятельности методических объединений, педсоветов и других формах методической работы детского сада;
  295. - проходит периодическое медицинское обследование;
  296. - планирует и организует:
  297. изучение индивидуальных особенностей детей и динамики их развития, выявление специфики, определение состояния и перспектив развития;
  298. воспитательно-образовательный процесс;
  299. индивидуальную работу с детьми;
  300. взаимодействие с семьями детей;
  301. - контролирует безопасность используемых в воспитательно-образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств;
  302. - обеспечивает:
  303. своевременное составление установленной отчетной документации и ее представление непосредственным руководителям;
  304. сохранность оборудования, мебели и санитарного состояния закрепленного помещения, а также любого другого помещения, в котором проводятся мероприятия с детьми;
  305. незамедлительное информирование заведующего детского сада о невозможности выхода на работу с объяснением причин;
  306. исполнение законных распоряжений и требований руководства;
  307. - в случае возникновения препятствий для надлежащего исполнения должностных обязанностей, незамедлительно докладывает об этом руководителю с указанием обстоятельств, препятствующих исполнению, и мер, предпринятых для их устранения.
  308. 3. Права
  309. Воспитатель группы детей дошкольного возраста на сельском подворье имеет право:
  310. 3.1. Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства воспитания и обучения в рамках государственных стандартов.
  311. 3.2. Принимать участие в разработке образовательной программы, в принятии решений Педагогического совета и любых других коллегиальных органов управления.
  312. 3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководителя предложения по улучшению деятельности группы и совершенствованию форм и методов организации труда.
  313. 3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства у сотрудников детского сада и родителей детей, посещающих детский сад, информацию и документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей.
  314. 4. Ответственность
  315. Воспитатель группы детей дошкольного возраста на сельском подворье несет ответственность:
  316. 4.1. За жизнь и здоровье детей на протяжении всего времени пребывания в группе.
  317. 4.2. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
  318. 4.3. За совершение в процессе осуществления своей деятельности правонарушения в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
  319. 4.4. За причинение материального ущерба в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
  320. С должностной инструкцией ознакомлен(а):
  321.     "__" ____________ 20__ г.        _____________         ________________
                                           (подпись)                Ф.И.О.
  322. III. Из опыта Краснодарского края и города Москвы

  323. В Краснодарском крае и городе Москве семейные дошкольные группы организуются в многодетных семьях, имеющих трех и более детей дошкольного возраста. При этом семейная дошкольная группа становится структурным подразделением ближайшего к месту проживания многодетной семьи детского сада. Дети из семейной дошкольной группы могут посещать занятия у специалистов ДОУ (музыкального руководителя, психолога, логопеда, инструктора по физкультуре и др.), участвовать в праздниках и утренниках; воспитателю семейной дошкольной группы - многодетной маме - оказывается методическая и психолого-педагогическая поддержка. Таким образом, семейные дошкольные группы в данном случае являются как вариативной формой дошкольного образования, так и мерой социальной поддержки многодетных семей. Ниже приведены нормативные правовые документы, регулирующие деятельность семейных дошкольных групп.
  324. В Краснодарском крае в качестве структурных подразделений муниципальных дошкольных учреждений организованы 44 семейные дошкольные группы, в них получают дошкольное образование 209 детей. В городе Москве функционирует около 600 семейных дошкольных групп (семейных детских садов) в многодетных семьях, их воспитанниками являются более 2,5 тыс. детей дошкольного возраста.
  325. ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
  326. ПРИКАЗ
  327. от 31 июля 2009 г. N 2389
  328. О РАЗВИТИИ МОДЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  329. В целях воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей, реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования, в соответствии с Законом Краснодарского края от 29 декабря 2004 года N 828-КЗ "Об образовании" приказываю:
  330. 1. Утвердить положение об организации деятельности групп семейного воспитания на базе государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений (приложение N 1).
  331. 2. Утвердить положение о порядке организации и функционирования дошкольных групп кратковременного пребывания, открытых в составе дошкольных образовательных учреждений, образовательных и иных учреждений, осуществляющих свою деятельность в образовательных целях (приложение N 2).
  332. 3. Отделу дошкольного образования (Легких):
  333. 3.1. Организовать консультирование по организации работы по развитию моделей организации дошкольного образования.
  334. 3.2. Осуществлять контроль за развитием и деятельностью групп семейного воспитания и дошкольных групп кратковременного пребывания.
  335. 4. Рекомендовать муниципальным органам управления образованием:
  336. 4.1. Провести переоформление нормативных документов по организации семейных детских садов в соответствии с Законом Краснодарского края от 2 июля 2009 года N 1770-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "Об образовании".
  337. 4.2. О результатах по переоформлению документов семейных детских садов информировать департамент образования и науки до 15 сентября текущего года.
  338. 4.3. Развивать модели организации дошкольного образования с целью обеспечения населения услугами дошкольного образования.
  339. 5. Считать утратившими силу приказы департамента образования и науки Краснодарского края от 27.02.2001 N 01.3/399 "О порядке организации и функционирования дошкольных образовательных учреждений или групп кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста", от 13 мая 2008 года N 1811 "Об организации частных семейных детских садов".
  340. 6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на начальника управления дошкольного, общего и коррекционного образования Е.В. Воробьеву.
  341. Руководитель департамента
  342. Т.П.ХЛОПОВА
Приложение
к Письму от 27 сентября 2012 года № 08-406
Рекомендация
Положение об организации деятельности групп семейного воспитания на базе государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений 1. общие положения
  1. 1.1. Положение регулирует деятельность групп семейного воспитания на базе государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений (далее - группа семейного воспитания).
  2. 1.2. Группы семейного воспитания являются структурной единицей дошкольного образовательного учреждения (далее - Учреждение).
  3. 1.3. Группы семейного воспитания создаются с целью удовлетворения потребности населения в образовательных услугах дошкольного образования, осуществления воспитания и обучения детей дошкольного возраста и организуются в семьях, имеющих не менее 3 детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, по месту проживания данной семьи. В случае если в семье имеется один или двое детей дошкольного возраста, организация группы семейного воспитания допускается при условии набора детей из других семей в общей численности от 3 до 8 детей дошкольного возраста.
  4. 1.4. Группы семейного воспитания организуются в целях:
  5. - поддержки семей;
  6. - предоставления родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей;
  7. - развития новых форм дошкольного образования с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка;
  8. - расширения форм обеспечения дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии.
  9. 2. Организация деятельности групп семейного воспитания
  10. 2.1. Работники групп семейного воспитания являются работниками Учреждения, их права и обязанности определяются действующим законодательством и трудовым договором.
  11. 2.2. Для организации деятельности групп семейного воспитания в штатное расписание Учреждения вводятся необходимые штатные единицы на усмотрение учредителя.
  12. 2.3. Воспитателем группы семейного воспитания могут быть совершеннолетние лица женского пола, за исключением:
  13. - лиц, признанных судом недееспособными;
  14. - лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
  15. - отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
  16. - бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
  17. - лиц, имеющих заболевания, при наличии которых запрещена работа с детьми;
  18. - лиц, не располагающих необходимыми жилищно-бытовыми условиями для организации детского сада в семье;
  19. - лиц, имеющих судимость;
  20. - лиц, не имеющих среднего (полного) общего образования.
  21. При подборе воспитателей групп семейного воспитания учитываются их личные качества, гарантирующие гуманистический характер взаимодействия с детьми.
  22. 2.4. Работники групп семейного воспитания проходят медицинский осмотр в соответствии с действующим порядком приема работников в Учреждение.
  23. 2.5. Воспитатели группы семейного воспитания наряду с администрацией Учреждения несут ответственность за жизнь, здоровье, воспитание и образование детей.
  24. 2.6. Ребенок в группе семейного воспитания является воспитанником Учреждения и принимается в соответствии с порядком, установленным Уставом Учреждения, на основании медицинского заключения.
  25. 2.7. Определение ребенка в группу семейного воспитания осуществляется с согласия родителей на основании договора между родителями и Учреждением.
  26. 2.8. В соответствии с Положением о комплектовании детьми дошкольных образовательных учреждений на каждого ребенка группы семейного воспитания учредителем выписывается путевка.
  27. 2.9. Режим работы групп семейного воспитания устанавливается учредителем и/или руководителем Учреждения, длительность пребывания детей может составлять от 3 до 12 часов.
  28. 2.10. Группа семейного воспитания организуется по месту проживания детей, где создаются все необходимые условия для организации образовательной и игровой деятельности детей.
  29. 2.11. Занятия с детьми и другие виды деятельности в группах семейного воспитания могут проводиться как в здании Учреждения, так и в домашних условиях, согласно сетке занятий Учреждения.
  30. 2.12. Специалисты Учреждения, в состав которого входят группы семейного воспитания, оказывают непосредственную методическую и консультативную помощь в организации деятельности групп семейного воспитания, а также воспитании и обучении детей.
  31. 2.13. Воспитатели групп семейного воспитания обязаны руководствоваться рекомендациями руководителя и специалистов дошкольного образовательного учреждения, осуществляющих патронаж и контроль за работой семейной группы.
  32. 2.14. Медицинское обслуживание детей осуществляется в соответствии с требованиями, установленными в Учреждении.
  33. 2.15. Организация питания детей возлагается на Учреждение с учетом особенностей пребывания детей в группах семейного воспитания, в соответствии с установленными нормами для детей дошкольного возраста, в специально отведенном для этого месте. Допускается организация питания нескольких видов: доставка готовых блюд в специальной таре из Учреждения или приготовление пищи по месту пребывания детей, при наличии необходимых условий, по утвержденному Учреждением меню, из сырьевого набора продуктов, предоставленных Учреждением.
  34. 2.16. При организации питания в группах семейного воспитания обеспечивается преемственность организации питания Учреждения и группы семейного воспитания в соответствии с СанПиН 2.4.1.1249-03.
  35. 2.17. При отсутствии возможности обеспечивать детей горячим питанием работа групп семейного воспитания строится в режиме временного пребывания детей.
  36. 2.18. Администрация Учреждения осуществляет контроль за функционированием групп семейного воспитания, в частности за обучением и воспитанием детей данной группы, соблюдением охраны жизни и здоровья, а также оздоровлением воспитанников.
  37. 3. Создание группы семейного воспитания
  38. 3.1. Группы семейного воспитания создаются после соответствующего социально-психологического обследования претендента на должность воспитателя, условий жизни его семьи и подготовки специалистами муниципального органа управления образованием положительного заключения.
  39. 3.2. Группы семейного воспитания открываются приказом учредителя и руководителя Учреждения.
  40. 3.3. Основаниями для открытия групп семейного воспитания являются:
  41. - письменное заявление потенциального воспитателя группы семейного воспитания;
  42. - акт обследования комиссией, в состав которой входят специалисты муниципального органа управления образованием, службы Роспотребнадзора, Пожнадзора, социально-бытовых условий жизни и психологического климата в семье потенциального воспитателя группы семейного воспитания;
  43. - заявление родителей, договор между родителями и учреждением о помещении ребенка в группу семейного воспитания;
  44. - заключение трудового договора администрации Учреждения с кандидатом в воспитатели группы семейного воспитания о принятии его на работу с испытательным сроком на 3 месяца.
  45. 3.4. Работники групп семейного воспитания зачисляются в штат учреждения с установленной оплатой труда по договору с учредителем.
  46. 3.5. С момента принятия на работу воспитателям групп семейного воспитания засчитывается педагогический стаж.
  47. 3.6. Финансирование групп семейного воспитания производится в соответствии с порядком, установленным учредителем.
  48. 4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
  49. и режиму воспитания и обучения
  50. 4.1. В помещениях групп семейного воспитания для осуществления образовательной деятельности должны быть обеспечены необходимые санитарно-гигиенические условия в соответствии с инструкцией по охране жизни и здоровья детей, требованиями СанПиН, противопожарной безопасности:
  51. - отдельная комната с отведенным местом для игр и дневного сна. из расчета 5,0 кв. м на одного человека;
  52. - условия для раздельного хранения верхней одежды, нательного и постельного белья;
  53. - установлена детская мебель, столы высотой до 58 см, стулья до 34 см;
  54. - создан игровой уголок, оборудованный игрушками, развивающими играми, книгами;
  55. - наличие индивидуальных полотенец для лица, ног и душа (смену постельного белья проводить не реже 1 раза в неделю, полотенец по мере загрязнения);
  56. - наличие аптечки первой медицинской помощи, наличие первичных средств пожаротушения.
  57. 4.2. На предмет соответствия условий требованиям составляется акт приема помещения в эксплуатацию в целях использования под группу семейного воспитания.
  58. 4.3. Помещения для пребывания детей должны иметь естественное и искусственное освещение, температурный режим не ниже 18 °C и не выше 22 °C.
  59. 4.4. Продолжительность дневного сна для детей от 1,5 года до 7 лет составляет 2 - 2,5 часа, для детей от 1 года до 1,5 лет дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью 3,5 часа.
  60. 4.5. Ежедневная прогулка для детей дошкольного возраста проводится общей продолжительностью 4 - 4,5 часа, в первую и вторую половину дня.
  61. 4.6. При наличии телевизора (компьютера) просмотр телепередач рекомендован: для детей 5 лет - не более 20 минут в день, при работе за компьютером - 10 мин., для детей 6 - 7 лет - не более 30 мин., при работе на компьютере - 15 минут.
  62. 4.7. Общественно-полезный труд для детей 6 - 7 лет (сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям, уход за комнатными растениями и т.д.) - продолжительностью не более 20 минут.
  63. 4.8. Для детей до 3-х лет предусмотреть наличие горшков и их обработку (мытье с применением моющих средств).
  64. 4.9. В случае недомогания ребенка изолировать его в отдельное помещение до прихода медицинского работника, не допускать самолечения.
  65. Руководитель департамента
  66. Т.П.ХЛОПОВА

Предыдущая новость - По вопросу отражения в бюджетном учете стоимости земельных участков, используемых учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования

Следующая новость - Письмо Минтруда РФ от 18 сентября 2012 года