» » » Письмо Минтруда РФ от 17 сентября 2012 года

Письмо Минтруда РФ от 17 сентября 2012 года


Российская Федерация
Письмо Минтруда РФ от 17 сентября 2012 года
Рекомендательное письмо о необходимости создания при стационарных учреждениях социального обслуживания для детей-инвалидов семейно-воспитательных групп и развития служб социального сопровождения неблагополучных семей
Принято
Министерством труда и социального развития Российской Федерации
  1. Одной из ключевых задач, поставленных в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, является реформирование сети и повышение эффективной деятельности учреждений для детей-инвалидов, обеспечение в соответствии с международными стандартами их прав на воспитание в семьях.
  2. В этой связи Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, проанализировав действующую нормативную правовую базу в отношении детей-инвалидов и существующую сеть учреждений социального обслуживания для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии и детей с физическими недостатками, полагает необходимым отметить следующее.
  3. Организация социальной защиты населения в настоящее время предполагает комплексный подход к решению проблем поддержки детей, имеющих ограничения здоровья, проживающих в учреждениях для детей с ограниченными возможностями: детских домах-интернатах для детей.
  4. На 1 января 2012 года в субъектах Российской Федерации действуют 129 детских домов-интернатов для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (детских домов-интернатов для умственно отсталых детей - 121, детских домов для детей с физическими недостатками - 8).
  5. Общая вместимость вышеуказанных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья составляет порядка 25 тыс. койко-мест, проживает в них порядка 21,9 тыс. детей.
  6. Вместе с тем, в системе социального обслуживания детей-инвалидов имеются проблемы, связанные с перенаселенностью детских домов-интернатов социального обслуживания, постоянно растущей очередностью на поступление в названные учреждения.
  7. Данные обстоятельства вызывают необходимость поиска альтернативы интернатному проживанию детей.
  8. Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется целенаправленная работа по совершенствованию правового регулирования по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних и развитию различных форм семейного устройства детей-инвалидов.
  9. В отдельных случаях дети-инвалиды из системы стационарных учреждений социального обслуживания передаются под опеку в приемные семьи. Однако такие случаи являются единичными.
  10. Поэтому единственной возможностью для них жить вне интернатной системы в условиях, приближенных к семейным отношениям, - это устройство в так называемые семейные воспитательные группы. Такая форма предполагает закрепление за учреждением функции законного представителя воспитанника по защите его прав и интересов, подбор и подготовку воспитателя. Одновременно интернат обеспечивает постоянный психолого-медико-социальный патронаж воспитанников, социально-правовую помощь, осуществляет контроль за выполнением воспитателем семейной воспитательной группы своих обязанностей и рекомендаций специалистов учреждения.
  11. Создание таких групп в качестве структурных подразделений учреждений рекомендовано, в частности, постановлением Минтруда Российской Федерации от 29 марта 2002 г. N 25 "Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" в социально-реабилитационных центрах, социальных приютах и центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
  12. Несовершеннолетний, помещаемый в семейную воспитательную группу, остается воспитанником учреждения. Принимающая семья подбирается для каждого несовершеннолетнего индивидуально, проходит предварительную подготовку. Воспитатель в соответствии с возложенными на него обязанностями несет ответственность за здоровье, воспитание, развитие и обучение несовершеннолетнего.
  13. Семейные воспитательные группы, создаваемые учреждением, обеспечивают оптимальные условия для социальной адаптации и социально-психологической реабилитации несовершеннолетних.
  14. Однако, семейные воспитательные группы не упомянуты в числе структурных подразделений, рекомендованных постановлением Минтруда Российской Федерации от 8 августа 2002 г. N 54 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Дом-интернат для умственно отсталых детей" к созданию в домах-интернатах для умственно отсталых детей и детей с физическими недостатками, в связи с чем широкого распространения практика создания таких структурных подразделений при домах-интернатах не нашла.
  15. Учитывая, что полномочия по социальному обслуживанию, в том числе детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, полагаем необходимым в нормативной правовой базе субъекта Российской Федерации, регулирующей данные вопросы, предусматривать создание семейных воспитательных групп в качестве структурных подразделений домов-интернатов для умственно отсталых детей и домов-интернатов для детей с физическими недостатками.
  16. С целью продолжения процесса социализации детей с ограниченными возможностями при детских домах-интернатах возможно также создание подразделений для молодых инвалидов, где бывшие воспитанники учреждения могут проживать до 23 лет.
  17. Таким образом, система учреждений для детей в ближайшей перспективе должна быть реструктурирована с учетом региональных особенностей, в том числе динамики численности детей-инвалидов, потенциала развития семейных форм устройства, квалификации персонала учреждений.
  18. О принятых мерах просим проинформировать Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации к 1 декабря 2012 года, направив информацию предварительно по адресу электронной почты lep21@yandex.ru.
  19. Кроме того, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы предусмотрено обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми к необходимым социальным услугам, в том числе на основе развития служб социального сопровождения семей, входящих в группу риска.
  20. В целях изучения работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и дальнейшего развития данной технологии работы просим сообщить, имеются ли в субъектах Российской Федерации примеры и программы такой работы. При их отсутствии рекомендуем принять меры по созданию учреждений (отделений), осуществляющих деятельность по профилактике социального сиротства и сопровождению замещающих семей, внедрению программ, направленных на развитие служб социального сопровождения семей с детьми.
  21. О результатах проводимой в субъектах Российской Федерации работы просим сообщить (с приложением программ социального сопровождения) Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации к 15 декабря 2012 года, направив информацию предварительно по адресу электронной почты lep21@yandex.ru.
  22. А.В.ВОВЧЕНКО

Предыдущая новость - О последних изменениях в требованиях к рекламе алкоголя

Следующая новость - Письмо Минрегиона РФ от 03 сентября 2012 года № 23167-АП