Письмо Минфина РФ от 09 октября 2012 года № 03-03-06/1/530
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- ООО осуществляет управление жилым фондом на основании договоров управления.
- В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ к доходам, не учитываемым при определении налогооблагаемой базы, относятся доходы в виде средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на счета осуществляющих управление многоквартирными домами товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
- ООО от имени собственников помещений в многоквартирном доме и по их поручению заключает договоры аренды общего имущества дома. По решению собственников 80% полученных доходов от аренды направляется на выполнение работ по текущему ремонту общего имущества дома.
- Денежные средства поступают на расчетный счет управляющей компании от арендаторов, но являются средствами, принадлежащими собственникам дома, направляемыми по целевому назначению - на ремонт.
- ООО в составе платы за содержание и ремонт жилья получает денежные средства от нанимателей жилых помещений на текущий ремонт. Ведение раздельного учета организовано в бухгалтерском учете на счете 86 "Целевое финансирование" и базируется на расшифровке ставки оплаты. Данные средства расходуются только на текущий ремонт.
- Арендаторы нежилых помещений, находящихся в многоквартирных домах, перечисляют средства по договорам долевого участия в расходах по содержанию и ремонту общего имущества дома. Данные средства направляются на ремонт.
- Являются ли средства полученные от собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей жилых помещений и арендаторов помещений, направленные на ремонт, целевыми в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли доходов управляющей компании в виде средств на проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и сообщает следующее.
- Согласно ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 Жилищного кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
- В соответствии со ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на прибыль организаций для российских организаций признается прибыль, исчисляемая как разница между полученными доходами и произведенными расходами. Доходы и расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли, определяются с учетом положений гл. 25 Кодекса. Расходы должны соответствовать требованиям, определенным в п. 1 ст. 252 Кодекса.
- Исчерпывающий перечень средств, признаваемых средствами целевого финансирования и целевыми поступлениями, не учитываемыми в целях налогообложения прибыли, установлен пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 Кодекса.
- В частности, в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса в целях налогообложения прибыли к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на счета осуществляющих управление многоквартирными домами товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
- При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
- Доходы организаций, не соответствующие перечню средств и критериям целевого финансирования (целевых поступлений), применяемым в целях Кодекса, учитываются в целях налогообложения прибыли в порядке, установленном гл. 25 Кодекса.
- Исходя из изложенного денежные средства, поступающие управляющей организации от арендаторов общего имущества многоквартирного дома, от нанимателей жилых помещений на условиях социального найма в рамках договора управления многоквартирным домом и (или) договора долевого участия в расходах по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, учитываются в целях налогообложения прибыли, поскольку не указаны в ст. 251 Кодекса в качестве средств целевого финансирования.
- При этом расходы управляющей организации при условии их соответствия критериям, предусмотренным ст. 252 Кодекса, также учитываются в целях налогообложения прибыли.
- В случае оказания услуг по управлению многоквартирным домом на условиях агентских договоров следует учитывать положения пп. 9 п. 1 ст. 251 и п. 9 ст. 270 Кодекса, согласно которым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы (расходы) в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) поверенному (переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным) в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет возмещения (оплаты) затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 09.10.2012