» » » Письмо Минфина РФ от 22 октября 2012 года № 03-01-18

Письмо Минфина РФ от 22 октября 2012 года № 03-01-18


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ от 22 октября 2012 года № 03-01-18/8-147
Принято
Министерством финансов Российской Федерации
  1. Вопрос:
  2. Статьей 105.14 НК РФ установлены правила признания сделок контролируемыми. Сделки, предусмотренные пп. 2 и 3 п. 1, пп. 1 - 5 п. 2 указанной статьи, признаются контролируемыми в случае, если сумма доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год превышает значение соответствующего суммового критерия.
  3. Так, в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб. (в 2012 г. - 3 млрд руб., в 2013 г. - 2 млрд руб.).
  4. Согласно п. 9 ст. 105.14 НК РФ сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных гл. 25 НК РФ.
  5. ЗАО заключает сделки с контрагентами, признаваемыми взаимозависимыми лицами. Сумма доходов по сделкам со всеми контрагентами за календарный год превышает 3 млрд руб. При этом сумма доходов по сделкам с одним контрагентом не превышает 3 млрд руб.
  6. Правомерно ли, что для определения суммы доходов по сделкам за календарный год с целью признания сделок контролируемыми следует суммировать доходы за календарный год по сделкам с одним взаимозависимым лицом?
  7. Согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ положения ст. ст. 105.15 - 105.17 НК РФ до 1 января 2014 г. применяются в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно в 2012 г. - 100 млн руб., в 2013 г. - 80 млн руб.
  8. Правомерно ли, что в целях применения п. 7 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ также следует суммировать доходы за календарный год по сделкам с одним взаимозависимым лицом, при этом суммировать доходы по сделкам с несколькими одними и теми же лицами следует, если имела место сделка, в которой участвуют более двух лиц?
  9. Необходимо ли при заключении многосторонней сделки определить доход, полученный от каждого участника сделки - взаимозависимого лица, и суммировать его с доходом, полученным в результате других сделок с этим же взаимозависимым лицом?
  10. Ответ:
  11. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение ЗАО по вопросу признания сделок контролируемыми в рамках ст. 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.
  12. В соответствии с п. 1 ст. 105.14 Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей).
  13. Согласно п. 9 ст. 105.14 Кодекса сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных гл. 25 Кодекса.
  14. По нашему мнению, для определения суммы доходов по сделкам за календарный год с целью признания сделок контролируемыми на основании соответствующего суммового критерия следует суммировать доходы за календарный год по сделкам с каждым лицом, являющимся контрагентом по таким сделкам. Соответственно, в общем случае факт превышения суммового критерия для признания сделок контролируемыми устанавливается по каждой совокупности сделок, совершаемых с каждым взаимозависимым лицом.
  15. Однако возможны ситуации, когда при определении суммы доходов по сделкам за календарный год могут учитываться сделки с несколькими лицами. Речь может идти как о сделках, в которых участвуют более двух лиц, так и ситуации, возникающей, в частности, при применении п. 10 ст. 105.14 Кодекса, в соответствии с которым по заявлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным указанной статьей.
  16. В аналогичном порядке определяется сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), в целях применения положений п. 7 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ.
  17. Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
  18. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
  19. Р.А.Саакян
  20. 22.10.2012

Предыдущая новость - Письмо Минфина РФ от 17 октября 2012 года № 03-03-06

Следующая новость - Письмо Минфина РФ от 29 октября 2012 года № 03-11-11