О порядке таможенного оформления транзита товаров и транспортных средств, перемещаемых воздушным транспортом
- Принято
- Центральным таможенным управлением
- С открытием международных аэропортов в зоне деятельности ряда таможен Центрального таможенного управления увеличилось количество перевозок (в том числе транзитных), совершаемых авиатранспортом. Существующая на данный момент нормативная база по таможенному режиму "транзит", к сожалению, не отражает некоторых аспектов таможенного оформления и контроля товаров, перемещаемых в соответствии с упомянутым режимом.
- На основании запросов, поступающих из подведомственных таможен, прошу оказать содействие по разъяснению некоторых вопросов.
- Согласно Таможенному кодексу Российской Федерации товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с таможенными режимами, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю, а также декларированию. В соответствии с п. 8.5 Правил доставки товаров под таможенным контролем, утвержденных приказом ГТК России от 20.05.96 N 304, а также телетайпограммой ГТК России от 09.08.96 N Т-15815, оформление доставки и транзита в таможенных органах, расположенных в местах технической или вынужденной посадки, не производится. Вместе с тем имеют место ситуации, когда воздушные транспортные средства, перемещающие товар (а иногда и являющиеся товаром), совершают несколько посадок технического характера (дозаправка, например).
- С учетом положений Таможенного кодекса (ст. 22, 26, 168, 170, 180), а также в связи с тем, что в соответствии с упомянутой телетайпограммой оформление транзитных деклараций и ДКД в местах технической и вынужденной посадок не производится, прошу разъяснить следующее:
- - каков порядок декларирования, таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых воздушным транспортом (в том числе транзитом), в местах технической или вынужденной посадок;
- - какие документы используются для таможенных целей и какие отметки должностных лиц следует проставлять;
- - каков порядок таможенного оформления (в том числе взимания таможенных сборов) и контроля за фактическим вывозом товаров, перемещаемых воздушным транспортом, в том случае, если место ввоза является и местом вывоза, т.е. при одной посадке на территории Российской Федерации.
- При этом считаю возможным отметить, что в целях обеспечения соблюдения таможенного и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы, целесообразно регламентировать выполнение определенных процедур по таможенному контролю и декларированию (путем представления транзитной декларации либо транспортных документов в зависимости от места посадки) транзитных воздушных перевозок, в том числе в местах технических и вынужденных посадок. Действия должностных лиц в таких случаях квалифицировать как таможенное оформление, за которое взимать таможенные сборы за таможенное оформление.
- Принимая во внимание возрастающее количество авиаперевозок, необходимость выполнения плановых заданий ГТК России по перечислению денежных средств в Федеральный бюджет, Центральное таможенное управление рассматривает сложившуюся ситуацию в таможенном оформлении и контроле за товарами, перемещаемыми воздушным транспортом, как требующую более пристального рассмотрения для принятия определенных мер по усилению контроля за транзитными авиаперевозками.