Предложения по проекту приказа ГТК России
- Принято
- Центральным таможенным управлением
- Направляем предложения по внесению изменений и дополнений в проект приказа ГТК России "Об утверждении Положения о временном хранении товаров и транспортных средств под таможенным контролем" (приложение).
- Врио начальника Управления
- генерал - майор таможенной службы
- А.Е. Жерихов
Предложения по внесению изменений и дополнений в проект приказа ГТК России «Об утверждении положения о временном хранении товаров и транспортных средств под таможенным контролем»
- В процессах временного хранения участвуют как минимум три стороны: таможенный орган, перевозчик, владелец склада.
- Настоящее Положение составлено таким образом, что в большей степени прописаны действия таможенного органа (его сотрудников) и перевозчика, в меньшей - владельца склада. Владелец склада не найдет для себя в Положении порядка помещения товаров на склад, порядка учета товаров, порядка хранения товаров, порядка продления сроков временного хранения товаров, порядка выдачи их со склада и своих действий при этом, так необходимых для работы.
- Уже в п. 1.1 имеется фраза со словом "порядок", которая в дальнейшем не находит отражения в наименовании разделов III, VI, IX, XI Положения. На наш взгляд, все указанные разделы должны начинаться со слова "Порядок". При этом необходимо совершенно конкретно прописать действия владельца склада.
- Возможно, такие действия владельца склада (по всем вышеуказанным разделам) можно прописать, и наверняка они будут прописаны в Процедуре использования склада, однако если они не будут изложены в Положении, то потом не появятся и в Процедуре.
- Предложения по тексту Положения:
- - п. 1.1 - слова "выдачи товаров" заменить на "выпуска товаров", т.к. далее - наименование IX раздела "Выпуск товаров...", хотя таможенный орган товары выпускает, а владелец склада их выдает;
- - п. 2.13 - под первым дефисом изложить в следующей редакции: "- наличия договора с владельцем СВХ на хранение товаров";
- - п. 2.15 - под четвертым и пятым дефисами изложить в следующей редакции: "- разрешение на снятие средств идентификации", "- разрешение на производство фактической выгрузки товаров на СВХ";
- - п. 2.19 - возможно, необходимо разъяснение в отношении указанного срока "одних суток с момента уведомления" (в случае уведомления таможенного органа в пятницу вечером);
- - п. 2.20 - трактовка требований настоящего пункта допускает хранение товаров в транспортных средствах на территории СВХ. На наш взгляд, должна происходить фактическая выгрузка и размещение товаров в помещении склада. Но тогда далее может происходить временная нестыковка с требованиями пп. 2.23, 2.24 и 2.28, т.к. владельцу склада необходимо время на выгрузку, пересчет, взвешивание, учет товаров, заполнение документа учета (в трех экземплярах), передачу его в таможенный орган (а если это опять - таки пятница, вечер либо нарушена упаковка или расстояние до таможенного органа 20-30 км);
- - п. 2.21 - перечислены документы, передаваемые перевозчиком владельцу СВХ. Однако среди этих документов отсутствует документ, подтверждающий принятие уведомления о прибытии, хотя в п. 2.16 указывается, что один из экземпляров этого документа, передаваемого перевозчику, предназначен для владельца СВХ;
- - п. 2.30 - исключить из Положения. Требования данного пункта должны быть изложены в Положении о складах временного хранения;
- - п.п. 2.31 и 2.32 - требования данных пунктов изложить (перенести) после п. 2.2;
- - раздел III озаглавить словами "Порядок помещения...";
- - п. 4.5 - сноска после слов "указанного в" является опиской;
- - п. 5.8 - требования данного пункта целесообразно перенести в первый раздел "Общие положения".
- - раздел VI - в данном разделе изложено практически все, что могло бы войти в раздел "Общие положения".
- Как указано выше, в разделе отсутствует порядок хранения товаров на складе;
- - раздел IX - в данном разделе для владельца склада необходимо прописать порядок выдачи товаров со склада, так как уже в п. 9.1 непонятно, кто известит владельца склада, что таможенное оформление или оформление перевозки товаров завершено. Далее владелец склада на основании документов с соответствующими отметками таможенного органа выдает товары со склада (если они там хранились), делает записи в книге и журнале учета и т.д., а потом уже физически выпускает товары с территории СВХ;
- - п. 9.5 - требуется корректировка текста данного пункта, возможно изменение одного или двух слов, иначе непонятно, что все-таки может устанавливать ГТК России;
- - раздел X - в данном разделе необходимо прописать порядок продления сроков временного хранения. Например: с 15 или 25 дня до предельного (кто, каким документом, в каком виде, на какие сроки). Это важно как для лица, поместившего товары на склад, так и для владельца склада;
- - пп. 10.1 и 10.10 - слово "нахождения" заменить на "хранения", иначе на СВХ товары могут не только храниться. Необходимо прописать смысл данной нормы. Она характерна, пожалуй, как прописано в п. 10.9, только для экспорта и для СВХ в пунктах пропуска;
- - раздел XI - в данном разделе необходимо прописать порядок учета товаров и транспортных средств и порядок представления таможенному органу отчетности.
- На сегодняшний день самый "больной" вопрос - это порядок учета товаров и транспортных средств, выпускаемых "с колес", когда владелец склада практически не видит товара, не говоря уже о его идентификации, взвешивании, пересчете и т.д. Кроме того, он "входит в конфликт" с требованиями ст. 150 ТК РФ и п. 12.1 настоящего Положения, т.к. его договорные отношения строятся с лицами, помещающими товары и транспортные средства на склад;
- - п. 11.3 - необходимо прописать, каким образом и какие записи делаются (могут делаться) в журнале и книге учета в ходе любой проверки деятельности склада либо проводимой инвентаризации склада или ежемесячно;
- - п. 11.7 - желательно, чтобы владелец склада, кроме как по письменному требованию таможенного органа, представлял таможенному органу отчет о хранящихся на складе товарах и транспортных средствах ежемесячно;
- - п. 11.8 - из данного пункта следует, что на СВХ может не использоваться автоматизированная система учета товаров и транспортных средств, хотя в п. 11.2 устанавливается, что такая система является обязательной формой учета для товаров и транспортных средств;
- - п. 12.4 - Процедура использования склада не может составляться только владельцем склада. На наш взгляд, Процедура должна составляться таможенным органом, который в дальнейшем будет контролировать работу склада, при активном участии владельца учреждаемого склада с учетом его мнения, а также исходя из перечисленных характеристик;
- - п. 12.7 - с учетом мнения, изложенного выше, Процедура (даже как проект) не может быть неотъемлемой частью к заявлению об учреждении СВХ;
- - п. 12.9 - после слов "начальником таможенного поста" дополнить ", под контролем которого будет находиться данный СВХ";
- - п. 12.10 - целесообразно, чтобы 2-й экземпляр Процедуры находился в таможне, выдавшей лицензию;
- - п. 13.7 - после слов "не являющихся СВХ" слова "ответственность несет за ответственность" являются опиской. Необходима корректировка.