О применении законодательства, регулирующего порядок таможенного оформления транспортных средств, выпущенных для свободного обращения на территории Республики Беларусь и впоследствии перемещаемых на территорию Российской Федерации
- Принято
- Генеральной прокуратурой Российской Федерации
- Судами Российской Федерации рассматривается значительное количество гражданских дел по жалобам граждан на действия таможенных органов, которые отказывают в выдаче паспорта транспортного средства без уплаты таможенных платежей на автомобили, приобретенные в Республике Беларусь, но происходящие с территории третьих стран. Нередко действия таможенных органов признаются неправомерными. Удовлетворяя жалобы заявителей, суды исходят из того, что таможенные территории Российской Федерации и Республики Беларусь образуют единую таможенную территорию, а, следовательно, транспортные средства, выпущенные в свободное обращение на территории Республики Беларусь и ввозимые на территорию Российской Федерации, таможенному оформлению и таможенному контролю не подлежат.
- Данную позицию суды обосновывают Соглашением о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 06.01.95 и иными нормативными правовыми актами, принятыми в целях реализации указанного Соглашения.
- Действительно, Соглашение о Таможенном союзе предполагает формирование единой таможенной территории Российской Федерации и Республики Беларусь, но оно обусловлено выполнением всех мероприятий, предусмотренных первым этапом формирования Таможенного союза (п. 4 ст. 2). Российской Федерацией и Республикой Беларусь предпринимаются соответствующие меры, направленные на формирование единого таможенного пространства, однако до настоящего времени этот процесс еще не завершен.
- Согласно Решению Высшего Совета Союза Беларуси и России от 28.04.99 N 2 "О завершении формирования единого таможенного пространства" единая таможенная территория образована только в отношении товаров гражданского назначения, происходящих с территории России и Беларуси.
- В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.95 N 583 таможенный контроль на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь отменен лишь в отношении товаров, происходящих из Российской Федерации или из Республики Беларусь.
- Договором о создании Союзного государства от 08.12.99 формирование единого таможенного пространства предполагается завершить лишь к 2002 г. (п. 6 Программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства).
- Таким образом, поскольку единая таможенная территория образована только в отношении товаров, происходящих с территории Российской Федерации и Республики Беларусь, транспортные средства, происходящие из третьих стран и выпущенные для свободного обращения на территории Республики Беларусь, должны перемещаться через таможенную границу в соответствии с таможенными режимами, предусмотренными Таможенным кодексом Российской Федерации, в частности, в соответствии с режимом выпуска товаров для свободного обращения. Одним из условий помещения товаров под данный таможенный режим является уплата в отношении их таможенных пошлин, налогов и внесение иных таможенных платежей, предусмотренных национальным законодательством.
- В настоящее время на период до создания общего таможенного пространства Российской Федерации и Республики Беларусь порядок таможенного оформления товаров, в том числе транспортных средств, происходящих с территории третьей страны и выпущенных в свободное обращение на территории Республики Беларусь, а затем перемещаемых на территорию Российской Федерации, регулируется указанием Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 28.11.96 N 01-14/1310 "О таможенном оформлении товаров".
- Необходимо отметить, что решением Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2000, оставленным без изменения Кассационной коллегией Верховного Суда Российской Федерации от 14.03.2000, была удовлетворена жалоба Гавриленко Ж.Г. о признании некоторых положений названного указания недействительными. Однако Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 04.07.2000 данные судебные постановления отменены.
- Осуществляя надзор за исполнением таможенного законодательства, прошу учитывать изложенное и в случаях вынесения незаконных судебных постановлений по делам по жалобам на действия таможенных органов опротестовывать их в установленном порядке.
- Заместитель Генерального прокурора
- Российской Федерации
- С.Г.КЕХЛЕРОВ