О представительских расходах и расходах на рекламу
- Принято
- Министерством Российской Федерации по налогам и сборам
- Департамент методологии налогообложения прибыли и бухгалтерского учета для целей налогообложения, рассмотрев запрос от 23.08.2000 N 02-06/14114, сообщает.
- 1. Приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н "О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядке их применения" (далее - приказ Минфина России N 26н) в целях налогообложения под представительскими расходами, связанными с деятельностью организации, установлено считать расходы организации по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранных), участвующих в переговорах с целью установления и (или) поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) или другого аналогичного органа организации.
- Данное определение не относит затраты по приему и обслуживанию участников ревизионной комиссии к представительским расходам.
- Таким образом, затраты по приему и обслуживанию участников ревизионной комиссии в целях налогообложения нормированию не подлежат и на основании подпункта "и" пункта 2 Положения о составе затрат учитываются в целях налогообложения в сумме фактических затрат на основании первичных документов.
- При этом под затратами на прием и обслуживание ревизионной комиссии следует понимать расходы, непосредственно связанные с обеспечением их деятельности в рамках возложенных на них функций. Иные расходы, в том числе перечисленные в приказе Минфина России N 26н (расходы, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия), транспортным обеспечением, посещением культурно-зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием членов ревизионной комиссии), не связанные с обеспечением процесса осуществления участниками ревизионной комиссии контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организации, производятся предприятием за счет прибыли, остающейся в его распоряжении.
- 2. Пунктами 1 и 2 приказа Минфина России N 26н организации, осуществляющие торговую деятельность, при расчете предельных размеров представительских расходов вместо показателя "объем выручки от продажи продукции (работ, услуг), включая налог на добавленную стоимость" используют показатель "валовая прибыль".
- В соответствии с пунктом 68 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н, валовая прибыль является одним из показателей отчета о прибылях и убытках и определяется как разница между данными статьи "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)" и данными статьи "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг".
- Поскольку для предприятий торговли общеустановленный показатель полностью заменен на специальный, то у организаций, осуществляющих торговую деятельность, при исчислении в целях налогообложения предельных размеров представительских расходов и расходов на рекламу налог на добавленную стоимость в составе базового показателя для расчета не учитывается.
- 3. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденные Комитетом Российской Федерации по торговле по согласованию с Минфином России 20.04.95 N 1-550/32-2, определяют единый порядок калькулирования себестоимости на предприятиях отрасли "Торговля и общественное питания".
- При этом общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства", утвержденным Государственным комитетом СССР по статистике, Государственным плановым комитетом СССР, Государственным комитетом СССР по стандартам 01.01.76 торговля и общественное питание выделены в единую отрасль (код 71 000), но признаются отдельными видами деятельности (торговля оптовая и розничная - коды 71 100 и 71 200 соответственно, общественное питание - код 71 300).
- Поэтому установление приказом Минфина России особого порядка расчета предельных величин представительских расходов и расходов на рекламу для предприятий торговли не означает, что такой порядок автоматически распространяется и на предприятия общественного питания.
- Таким образом, предприятиями общественного питания при исчислении предельных размеров представительских расходов и расходов на рекламу следует использовать показатель к оборотам по реализации продукции, прошедшей кулинарную обработку, и показатель "валовая прибыль" по торговым операциям.
- Данный подход соответствует порядку, установленному для предприятий общественного питания при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на пользователей автодорог (пункт 33.13 Инструкции МНС России от 04.04 2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды").
- 4. Пунктами 1 и 2 Норм и нормативов на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, утвержденных приказом Минфина России N 26н, в качестве базового показателя для исчисления предельных размеров представительских расходов и расходов на рекламу для всех организаций (кроме организаций, осуществляющих торговую деятельность) установлено использовать показатель выручки от продажи продукции (работ, услуг) с учетом налога на добавленную стоимость.
- Такая формулировка не дает возможности предъявлять требования об использовании при исчислении указанных нормативных величин какой-либо иной показатель, используемый при определении финансового результата организациями какой-либо отрасли в соответствии с отраслевыми методическими рекомендациями.
- Таким образом, с вступлением в силу приказа Минфина России N 26н и отменой письма Минфина России от 06.10.92 N 94, организациям строительной отрасли при расчете предельных величин представительских расходов и расходов на рекламу вместо показателя объема строительных работ, выполненных собственными силами, предоставлено право использовать показатель сданного заказчику объема строительно-монтажных работ с учетом объемов, выполненных субподрядными организациями.
- Руководитель Департамента
- государственный советник -
- налоговой службы III ранга
- К.И.Оганян