Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 21 февраля 2001 года
- Принято
- Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
- Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел Обзор практики разрешения споров, связанных с применением арбитражными судами Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", и в соответствии со статьей 16 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" информирует арбитражные суды о выработанных рекомендациях.
- Председатель
- Высшего Арбитражного Суда
- Российской Федерации
- В.Ф.ЯКОВЛЕВ
Обзор практики разрешения споров, связанных с применением арбитражными судами федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации»
- 1. Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" не исключает приобретение государственного или муниципального имущества общественной организацией в порядке, установленном законодательством о приватизации.
- Специализированное государственное унитарное предприятие по продаже государственного и муниципального имущества обратилось в арбитражный суд с иском к общественной организации о признании недействительными результатов аукциона по продаже муниципального имущества, проводимого в 1998 году.
- Исковые требования мотивированы тем, что общественная организация не может быть признана покупателем, поскольку это противоречит статье 9 Закона Российской Федерации от 03.07.91 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", а в силу статьи 3 Федерального закона от 21.07.97 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" <*> данный Закон не распространяется на отношения по передаче государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций.
-
--------------------------------
<*> Далее - Федеральный закон о приватизации. - Общественная организация, возражая против иска, сослалась на статью 9 Федерального закона о приватизации, а также указала, что истец являлся организатором аукциона и ответчик правомерно был допущен к участию в аукционе.
- Арбитражный суд в удовлетворении исковых требований отказал, исходя из следующего.
- Аукцион проводился в 1998 году, т.е. когда Закон Российской Федерации от 03.07.91 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" утратил силу, и действующее ранее ограничение круга лиц, которые могут быть признаны покупателями, применяться не должно. В соответствии со статьей 1 Федерального закона о приватизации для целей данного Закона под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц.
- Согласно пункту 1 статьи 9 названного Закона при приватизации государственного и муниципального имущества государственные и муниципальные унитарные предприятия, казенные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, а также иные юридические лица, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, не могут быть покупателями такого имущества.
- Общественная организация к указанным выше субъектам не относится и имеет право на покупку муниципального имущества.
- Содержащиеся в статье 3 Федерального закона о приватизации ограничения сферы его действия не имеют отношения к рассматриваемому спору, так как данной статьей предусмотрены случаи передачи государственного или муниципального имущества некоммерческим организациям в ином порядке, чем это предусмотрено указанным Федеральным законом.
- В данном случае общественная организация приобрела муниципальное имущество на аукционе, т.е. способом, предусмотренным статьей 16 Федерального закона о приватизации, и как победитель аукциона имеет право на приобретение муниципального имущества.
- Суд также установил, что аукцион проведен в соответствии с установленными правилами, и обоснованно отказал истцу в удовлетворении исковых требований.
- 2. Приватизация государственного или муниципального имущества после вступления в силу Федерального закона о приватизации производится с учетом требований этого Закона независимо от даты утверждения плана приватизации.
- Общество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с иском к Российскому фонду федерального имущества о понуждении заключить договор купли - продажи по итогам денежного аукциона, проводимого в 1998 году по продаже пакета акций, созданного в процессе приватизации акционерного общества.
- Арбитражный суд первой инстанции иск удовлетворил.
- Постановлением кассационной инстанции решение суда оставлено без изменения.
- Судебные инстанции исходили из следующего.
- Планом приватизации государственного предприятия, преобразуемого в акционерное общество открытого типа, была предусмотрена продажа акций на денежном аукционе. План приватизации утвержден в мае 1994 года. Согласно пунктам 1.4, 1.5 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года <*>, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.07.94 N 1535, решения о приватизации, принятые до утверждения Основных положений, подлежат обязательному выполнению и продажа акций должна осуществляться в соответствии с планом приватизации. Поскольку продажа акций на денежном аукционе была предусмотрена планом приватизации и нарушений порядка проведения аукциона не допущено, требования победителя аукциона о понуждении продавца заключить договор купли - продажи акций признаны судом обоснованными.
-
--------------------------------
<*> Далее - Основные положения. - Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отменил указанные судебные акты, поскольку арбитражными судами не были учтены следующие обстоятельства.
- По результатам денежного аукциона общество с ограниченной ответственностью приобрело пакет акций, составляющий 98 процентов уставного капитала, созданного в процессе приватизации акционерного общества.
- Денежный аукцион проводился в 1998 году, т.е. после вступления в действие Федерального закона от 21.07.97 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации".
- Согласно пункту 2 статьи 16 этого Федерального закона продажа акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более 50 процентов уставного капитала указанного общества, осуществляется исключительно на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями в соответствии со статьей 21 Федерального закона о приватизации.
- Исходя из смысла статьи 31 Федерального закона о приватизации нормативные акты, регулирующие вопросы приватизации, действуют в части, не противоречащей этому Федеральному закону.
- Поэтому пункты 1.4, 1.5 Основных положений, принятые в развитие Закона Российской Федерации от 03.07.91 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", к данным правоотношениям применяться не должны.
- Поскольку продажа спорного пакета акций на денежном аукционе произведена с нарушением требований статей 16, 21 Федерального закона о приватизации, оснований для удовлетворения исковых требований не имелось.
- 3. Покупателями государственного или муниципального имущества могут быть только те лица, которые на момент продажи имущества имеют право на его покупку.
- Прокурор края в защиту государственных и общественных интересов обратился в арбитражный суд с иском к комитету по управлению муниципальным имуществом и товариществу с ограниченной ответственностью о признании недействительным договора купли - продажи нежилого помещения магазина.
- Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
- На основании заявки на приватизацию от 03.06.98 и решения комитета по управлению муниципальным имуществом от 19.08.98 комитет по управлению имуществом и товарищество заключили договор купли - продажи помещения магазина от 19.08.98.
- До заключения договора купли - продажи нежилое помещение находилось в аренде у товарищества на основании договора от 15.12.95, заключенного между ним и комитетом по управлению имуществом. Материалы дела содержат доказательства того, что товарищество не было создано в порядке приватизации имущества магазина, помещение которого является предметом договора купли - продажи от 19.08.98, а получило имущество в качестве взноса в уставный капитал от гражданина, который, в свою очередь, приобрел имущество магазина (без помещения) у акционерного общества, ставшего собственником указанного имущества по результатам конкурса на основании договора купли - продажи.
- В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Федерального закона о приватизации в случаях, не предусмотренных пунктом 1 данной статьи, арендатор имущества, признанный покупателем в соответствии со статьей 9 Закона, может приобрести такое имущество в порядке, установленном данным Законом, а также в соответствии с программой приватизации и программами приватизации субъектов Российской Федерации.
- Согласно пункту 2.6 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации <*>, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2284, право приобретать в собственность арендуемые нежилые помещения имеют граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, предприятия, в уставном капитале которых доли, находящиеся в государственной, муниципальной собственности, составляют не более 25 процентов в случае, если договор аренды заключен ими на основании конкурса или аукциона, а также товарищества и акционерные общества, созданные в процессе приватизации.
-
--------------------------------
<*> Далее - Государственная программа приватизации. - Товарищество не было создано в процессе приватизации имущества магазина, поэтому могло приобрести арендуемые помещения только на основании конкурса или аукциона.
- Таким образом, договор между комитетом по управлению муниципальным имуществом и товариществом был заключен с нарушением закона и иных правовых актов, устанавливающих порядок приватизации государственного и муниципального имущества, в результате чего муниципальное имущество было приобретено лицом, не имеющим права его приобретать. Поэтому решение арбитражного суда о признании сделки купли - продажи помещения магазина недействительной является правомерным (пункт 2 статьи 29 Федерального закона о приватизации).
- 4. До принятия Федерального закона о государственной программе приватизации государственного имущества в Российской Федерации, разработка которого предусмотрена Федеральным законом о приватизации, порядок и условия приватизации муниципального имущества, установленные Государственной программой приватизации и Основными положениями, применяются в случае, если органами местного самоуправления не установлено иное.
- Общество с ограниченной ответственностью, созданное членами трудового коллектива муниципального унитарного предприятия, обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения комитета по управлению муниципальным имуществом от 05.04.99 об отказе в приватизации предприятия.
- Арбитражный суд первой инстанции иск удовлетворил, поскольку предприятие относится к объектам, приватизация которых осуществляется в соответствии с пунктом 2.4 Государственной программы приватизации, и запрета на приватизацию спорного объекта (аптеки) законодательством не установлено.
- Поэтому решение комитета по управлению муниципальным имуществом об отказе в приватизации муниципального унитарного предприятия нарушает законные интересы истца.
- Постановлением апелляционной инстанции решение суда отменено и в иске отказано в связи с тем, что спорный объект включен в перечень предприятий, не подлежащих приватизации в 1999 году в соответствии с городской программой приватизации, утвержденной местной администрацией.
- При этом суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
- Заявка на приватизацию была подана в 1999 году, т.е. после вступления в силу Федерального закона о приватизации.
- В пункте 7 статьи 15 названного Закона установлены случаи, когда допускается отказ в приватизации государственного имущества.
- В данном случае истцу отказано в приватизации муниципального имущества.
- В соответствии с пунктом 4 статьи 31 упомянутого Закона нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации о вопросах, которые согласно этому Федеральному закону регулируются другими федеральными законами, действуют до введения в действие соответствующих федеральных законов в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
- Поэтому Государственная программа приватизации и Основные положения должны применяться в части, не противоречащей данному Федеральному закону.
- Федеральный закон о приватизации не устанавливает порядок и условия приватизации муниципального имущества.
- Вместе с тем пунктом 1 статьи 4 упомянутого Федерального закона предусмотрено, что основы приватизации муниципального имущества в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом о государственной программе приватизации государственного имущества в Российской Федерации.
- Поэтому до принятия указанной программы, исходя из смысла пункта 4 статьи 31 Федерального закона о приватизации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.05.99 N 632 и пунктом 4 статьи 29 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок и условия приватизации муниципальной собственности устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно, и лишь при отсутствии такого порядка применяются Основные положения.
- Поскольку в соответствии с городской программой приватизации муниципальное предприятие не подлежало приватизации, апелляционная инстанция обоснованно отказала в удовлетворении исковых требований.
- 5. При применении последствий недействительности сделки приватизации государственного (муниципального) предприятия как имущественного комплекса суды должны исследовать вопрос о наличии оснований для применения статьи 566 Гражданского кодекса Российской Федерации.
- Заместитель прокурора республики в составе Российской Федерации в защиту государственных и общественных интересов обратился в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью и комитету по управлению муниципальным имуществом о признании недействительным договора от 01.10.96 купли - продажи муниципального предприятия, заключенного между ответчиками, и применении последствий недействительности сделки.
- Исковые требования мотивированы тем, что купля - продажа предприятия проведена способом, не предусмотренным законодательством о приватизации, и по заниженной цене.
- Арбитражный суд первой инстанции исковые требования удовлетворил, признал договор купли - продажи ничтожной сделкой на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации и обязал общество возвратить в муниципальную собственность ряд объектов, входящих в имущественный комплекс предприятия, а в пользу общества с ограниченной ответственностью взыскал сумму, оплаченную покупателем в 1996 году.
- Постановлением апелляционной инстанции решение изменено: суд обязал общество возвратить все имущество, входящее в состав предприятия.
- Общество с ограниченной ответственностью, возражая против иска, ссылалось на то, что двусторонняя реституция произведена с нарушением законодательства. В 1997 году обществом произведена реконструкция объекта - рынка, в который вложены денежные средства, в несколько раз превышающие стоимость объекта по договору купли - продажи.
- Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации состоявшиеся по делу судебные акты отменил и дело направил на новое рассмотрение, исходя из следующего.
- В соответствии с пунктом 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре - возместить его стоимость в деньгах.
- Однако из судебных актов не следует, что стороны приведены в первоначальное положение.
- На момент продажи предприятие находилось в аварийном состоянии и оценивалось по незначительной цене, а ряд объектов, входящих в имущественный комплекс, вообще не имел остаточной стоимости и подлежал сносу.
- В договоре купли - продажи, заключенном между продавцом и покупателем, предусмотрена обязанность покупателя по реконструкции объекта.
- Суды первой и апелляционной инстанций необоснованно оставили без внимания доказательства, представленные обществом, о затратах на реконструкцию объекта. Не было также учтено, что аварийное предприятие восстановлено покупателем за свой счет и является действующим.
- В судебных актах отсутствуют мотивы, по которым обществу возвращена только часть суммы, уплаченной им по договору купли - продажи, а продавцу передан имущественный комплекс после реконструкции, имеющий по количеству больше объектов, чем было продано по договору купли - продажи.
- Таким образом, двусторонняя реституция проведена с нарушением требований пункта 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации.
- Поскольку предметом договора купли - продажи являлось предприятие как имущественный комплекс, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предложил суду первой инстанции при новом рассмотрении дела исследовать вопрос о наличии оснований для применения статьи 566 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой правила данного Кодекса о последствиях недействительности сделок и об изменении или о расторжении договора купли - продажи, предусматривающие возврат или взыскание в натуре полученного по договору с одной стороны или с обеих сторон, применяются к договору продажи предприятия, если такие последствия существенно не нарушают права и охраняемые законом интересы кредиторов продавца и покупателя, других лиц и не противоречат общественным интересам.
- Указанная статья ограничивает возможность применения последствий недействительности сделок, и суд должен был обсудить вопрос о применении данной статьи, тем более что сделка приватизации совершена после 01.03.96.
- 6. Результаты инвестиционного конкурса по продаже пакета акций акционерного общества, созданного в процессе приватизации, могут быть признаны недействительными по иску участника конкурса, а также лиц, указанных в пункте 1 статьи 29 Федерального закона о приватизации.
- Товарищество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с иском к Российскому фонду федерального имущества и акционерному обществу открытого типа о признании недействительными результатов инвестиционного конкурса по продаже пакета акций этого акционерного общества. Исковые требования мотивированы тем, что в нарушение пунктов 1.6 - 1.8 Положения об инвестиционном конкурсе по продаже пакета акций акционерных обществ, созданных в порядке приватизации государственных и муниципальных предприятий, утвержденного распоряжением Госкомимущества России от 15.02.94 N 342р, устанавливающих исчерпывающий перечень обязательных и дополнительных требований (условий) конкурса, в условия инвестиционного конкурса, проводимого в 1997 году, было включено дополнительное условие, предусматривающее наличие у участников конкурса договоров (контрактов) на поставку сырья, необходимого для производственной деятельности созданного в процессе приватизации акционерного общества.
- Поскольку перечень обязательных и дополнительных требований (условий) конкурса является исчерпывающим, товарищество посчитало свои права нарушенными.
- Арбитражный суд первой инстанции исковые требования удовлетворил, сославшись на нарушение требований упомянутого выше Положения.
- Суд кассационной инстанции решение отменил по следующим основаниям.
- Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона о приватизации право в судебном порядке предъявлять иски о признании сделок приватизации государственного и муниципального имущества недействительными предоставлено Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, соответствующим органам по управлению имуществом, продавцам имущества, покупателям, а также органам прокуратуры Российской Федерации.
- Товарищество заявку на участие в инвестиционном конкурсе не подавало, участие в конкурсе не принимало и не являлось покупателем государственного имущества на основании статьи 9 Федерального закона о приватизации.
- Поскольку истец к вышеупомянутым лицам не относится, в иске ему должно быть отказано.
- 7. Участие в приватизации государственного или муниципального имущества физических лиц не является основанием для признания спора, связанного с приватизацией государственного или муниципального имущества, неподведомственным арбитражному суду, если спор возник между юридическими лицами.
- Прокурор области в защиту государственных и общественных интересов обратился в арбитражный суд с иском к областному комитету по управлению государственным имуществом, открытому акционерному обществу, созданному в процессе приватизации государственного предприятия, администрации города и Госкомимуществу России о признании недействительными решения о приватизации государственного предприятия, устава открытого акционерного общества, постановления главы администрации города о регистрации акционерного общества, применении последствий недействительности учредительного договора, заключенного между областным комитетом по управлению государственным имуществом и товариществом с ограниченной ответственностью, о создании открытого акционерного общества.
- Арбитражный суд первой инстанции исковые требования удовлетворил.
- Постановлением суда апелляционной инстанции решение оставлено без изменения.
- Суд кассационной инстанции указанные судебные акты отменил и производство по делу прекратил. В постановлении суд указал, что в результате применения последствий недействительности ничтожной сделки (учредительного договора) имущество возвращено в федеральную собственность, в связи с чем затронуты интересы акционеров - физических лиц, которые не привлечены к участию в деле.
- Согласно статье 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду неподведомственны споры с участием физических лиц, поэтому данное дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
- Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указанные выше судебные акты отменил и дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции, исходя из следующего.
- Иск прокурора области о признании недействительными учредительного договора, актов местной администрации о регистрации акционерного общества, его устава и о применении последствий недействительности учредительного договора предъявлен к юридическим лицам.
- В данном деле рассматривается вопрос о правомерности произведенной областным комитетом по управлению государственным имуществом приватизации государственного предприятия и формировании уставного капитала созданного на его основе открытого акционерного общества.
- Указанный спор не связан с разрешением вопроса об имущественных правах физических лиц - акционеров. Выводы суда кассационной инстанции о необходимости привлечения названных лиц к участию в деле и прекращении в связи с этим производства по делу в арбитражном суде являются ошибочными.
- Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций о нарушении законодательства о приватизации не основаны на материалах дела и в судебных актах не дана оценка тому, являются ли допущенные при приватизации нарушения устранимыми, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
- 8. Сделка приватизации государственного и муниципального имущества, совершенная с использованием незаконных средств платежа, является ничтожной.
- Прокурор области в защиту государственных и общественных интересов обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительным договора купли - продажи нежилых помещений, заключенного между открытым акционерным обществом и комитетом по управлению имуществом по результатам коммерческого конкурса от 01.10.98.
- Исковые требования мотивированы тем, что покупателем использованы незаконные средства платежа.
- При разрешении спора арбитражный суд исходил из следующего.
- Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона о приватизации установлено, что при приватизации государственного и муниципального имущества законным средством платежа признается денежная единица (валюта) Российской Федерации.
- На основании статьи 140 Гражданского кодекса Российской Федерации законным платежным средством является рубль.
- Покупатель в соответствии с условиями договора произвел оплату недвижимого имущества акциями другого акционерного общества по номинальной стоимости.
- Согласно статье 2 Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изменениями от 26.11.98, от 08.07.99) акция - это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.
- Поскольку акции не являются законным средством платежа и в соответствии с пунктом 2 статьи 29 Федерального закона о приватизации использование при приватизации государственного и муниципального имущества незаконных средств платежа является основанием для признания сделки приватизации недействительной, суд обоснованно признал данную сделку ничтожной на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
- 9. Решение представительных органов местного самоуправления о приватизации муниципального имущества на основании статьи 20 Федерального закона о приватизации не исключает возможность последующего распределения акций после их 100-процентного закрепления в муниципальной собственности.
- Администрация города обратилась в арбитражный суд с иском к комитету по управлению муниципальным имуществом и открытому акционерному обществу, созданному в процессе преобразования муниципального унитарного предприятия, о признании недействительной сделки приватизации.
- Исковые требования мотивированы тем, что городская дума в 1998 году приняла решение о преобразовании муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество способом, предусмотренным статьей 20 Федерального закона о приватизации, т.е. путем преобразования муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которого находятся в муниципальной собственности.
- Комитет по управлению имуществом утвердил план приватизации, согласно которому 35 процентов акций реализуются по закрытой подписке, 30 процентов - подлежат продаже на конкурсе (аукционе), а остальные акции - закрепляются в муниципальной собственности. Администрация посчитала свои права нарушенными, так как полагала, что при данном способе приватизации все 100 процентов акций должны быть закреплены в муниципальной собственности без последующего распределения.
- Арбитражный суд в удовлетворении исковых требований отказал.
- При этом суд руководствовался следующим.
- Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона о приватизации в соответствии с уставами муниципальных образований по решению представительных органов местного самоуправления могут создаваться органы по управлению муниципальным имуществом.
- На основании устава города органом по управлению муниципальным имуществом является комитет по управлению имуществом, однако решение о приватизации и способах приватизации принимает городская дума.
- В данном случае решение о преобразовании муниципального унитарного предприятия принято городской думой и установлен способ приватизации - в соответствии со статьей 20 Федерального закона о приватизации - путем преобразования муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которого находятся в муниципальной собственности.
- Статья 20 Федерального закона о приватизации предусматривает продажу акций, предоставление льгот работникам приватизируемого государственного (муниципального) предприятия, а также возможность аренды с правом выкупа имущества государственного (муниципального) унитарного предприятия его работниками по рыночной стоимости (пункт 8).
- Согласно пункту 6 данной статьи Закона комитет по управлению муниципальным имуществом утвердил план приватизации, в котором установлены условия приватизации в соответствии с пунктом 5 этой статьи.
- Комитет по управлению муниципальным имуществом действовал в пределах предоставленных ему полномочий и имущественные интересы истца не нарушены, поэтому суд первой инстанции отказал администрации города в удовлетворении исковых требований.
- Суд кассационной инстанции указанное решение отменил, исходя из следующего.
- В плане приватизации муниципального унитарного предприятия правомерно определены способы, порядок и сроки распределения акций, что предусмотрено пунктом 5 статьи 20 Федерального закона о приватизации.
- Вместе с тем распределению подлежат акции, уже закрепленные в муниципальной собственности.
- Вопрос о том, принималось ли до утверждения плана приватизации муниципального унитарного предприятия решение органа местного самоуправления о закреплении в муниципальной собственности всех акций приватизируемого предприятия с правом последующего распоряжения этими акциями, судом в процессе рассмотрения дела не исследовался.
- В связи с изложенным дело направлено на новое рассмотрение.
- 10. При продаже членам трудового коллектива акций созданного в процессе приватизации акционерного общества, которые составляют более 50 процентов уставного капитала этого общества, положения пункта 2 статьи 16 Федерального закона о приватизации применению не подлежат.
- Прокурор города в защиту государственных и общественных интересов обратился в арбитражный суд с иском к комитету по управлению муниципальным имуществом и открытому акционерному обществу, созданному в процессе преобразования муниципального унитарного предприятия, о признании недействительной сделки приватизации.
- Исковые требования мотивированы тем, что приватизация проведена с нарушением пункта 2 статьи 16 Федерального закона о приватизации, согласно которому продажа предприятия как имущественного комплекса или акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, составляющих более 50 процентов уставного капитала указанного общества, осуществляется исключительно на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями в соответствии со статьей 21 названного Федерального закона.
- В данном случае 51 процент акций продан членам трудового коллектива (применен второй вариант льгот), что, по мнению истца, противоречит указанной статье Федерального закона о приватизации.
- Арбитражный суд в иске отказал по следующим основаниям.
- Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона о приватизации предусмотрено, что определение льгот работникам государственных предприятий, преобразуемых в открытые акционерные общества, и порядок предоставления таких льгот устанавливается Федеральным законом о государственной программе приватизации.
- Поэтому до принятия Федерального закона о государственной программе приватизации варианты льгот членам трудового коллектива, установленные пунктом 3.4.1 Основных положений, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону о приватизации.
- Планом приватизации муниципального унитарного предприятия предусмотрено, что оно преобразуется в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которого находятся в муниципальной собственности.
- В статье 20 Федерального закона о приватизации установлено, что в случае приватизации указанным способом в плане приватизации определяются льготы, предоставленные его работникам, а также категории (типы) акций открытого акционерного общества, номинальная их стоимость, способы и сроки продажи акций.
- Поскольку предоставление льгот членам трудового коллектива предприятия, преобразуемого в открытое акционерное общество, предусмотрено Федеральным законом о приватизации и иного порядка в отличие от предусмотренного в пункте 3.4.1 Основных положений не установлено, впредь до принятия Федерального закона о государственной программе приватизации применяется действующий порядок предоставления льгот и положения пункта 2 статьи 16 Федерального закона о приватизации в таких случаях применению не подлежат.
- 11. Сделки приватизации государственного или муниципального имущества, не содержащие его стоимостной оценки, признаются ничтожными с момента их заключения.
- Товарищество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с иском к комитету по управлению имуществом о признании за ним права собственности на нежилые помещения, приобретенные товариществом в порядке приватизации путем выкупа арендованного имущества.
- В обоснование исковых требований истец указал, что товарищество является бывшим арендным предприятием и в соответствии с дополнительным соглашением к договору аренды с правом выкупа, заключенному между комитетом и арендатором, в состав выкупаемого по договору имущества включены нежилые помещения. Все имущество товариществом выкуплено.
- Однако комитет по управлению имуществом предпринял меры по распоряжению этими помещениями, в связи с чем товарищество обратилось с иском о признании за ним права собственности.
- Комитет по управлению имуществом обратился со встречным иском о признании дополнительного соглашения в части выкупа помещений недействительным на основании пункта 3 статьи 29 Федерального закона о приватизации.
- Суд в иске товариществу о признании за ним права собственности на нежилые помещения отказал, а встречный иск удовлетворил по следующим основаниям.
- В процессе рассмотрения дела суд установил, что в прилагаемом к договору акте оценки имущества цена помещений не указана, а имелась запись: "по остаточной стоимости". Общая сумма уплаченных арендатором денежных средств соответствовала стоимости торгового оборудования и другого имущества, за исключением помещений.
- Представленные товариществом документы в подтверждение стоимости спорных помещений судом не были приняты во внимание, поскольку истец не доказал, что эти документы касались именно спорных площадей, не совпадали с документами и данные о размере помещений, указанных в акте оценки.
- В дополнительном соглашении, заключенном между комитетом и товариществом, имелась ссылка на договор аренды.
- При таких условиях суд пришел к обоснованному выводу о том, что стоимостной оценки помещений в дополнительном соглашении к договору аренды не содержалось, и признал в части выкупа помещений договор аренды и дополнительное соглашение к нему недействительными.
- В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Федерального закона о приватизации договоры купли - продажи государственного или муниципального имущества, не содержащие его стоимостной оценки, признаются ничтожными с момента их заключения и не влекут за собой правовые последствия.
- Указанное правило применяется независимо от времени совершения сделок. Поэтому суд обоснованно удовлетворил встречный иск.
- Товарищество не имеет права выкупать помещения по остаточной стоимости. Однако оно вправе обратиться с заявлением о выкупе помещений в соответствии с действующим порядком выкупа недвижимого имущества.
- 12. Решение об использовании специального права ("Золотой акции") не может быть принято соответствующими органами, если до вступления в действие Федерального закона о приватизации истек ранее установленный срок закрепления "Золотой акции" в государственной собственности.
- Открытое акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения администрации области о продлении срока закрепления в государственной собственности "Золотой акции".
- Исковые требования мотивированы тем, что планом приватизации транспортного предприятия предусматривался выпуск (объявление) "Золотой акции". Согласно пункту 2.7 Основных положений срок закрепления "Золотой акции" в государственной собственности не должен превышать трех лет. В период принятия администрацией области обжалуемого решения указанный срок истек.
- Арбитражный суд в иске отказал со ссылкой на пункт 3 статьи 31 Федерального закона о приватизации, в соответствии с которым все "Золотые акции", созданные в процессе приватизации открытых акционерных обществ, являются предусмотренным статьей 5 данного Федерального закона специальным правом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований на участие в управлении указанными обществами ("Золотой акции").
- Суд апелляционной инстанции решение отменил, поскольку судом первой инстанции не были учтены следующие обстоятельства.
- В соответствии со статьей 5 Федерального закона о приватизации Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе принимать решения об использовании в отношении созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ специального права на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении открытыми акционерными обществами ("Золотой акции").
- Согласно пункту 2 названной статьи Закона специальное право "Золотая акция" действует до принятия решения о его прекращении.
- В отличие от этого требования пункт 2.7 Основных положений предусматривал закрепление "Золотой акции" в государственной собственности на срок не более трех лет, и специального решения о прекращении действия "Золотой акции" не требовалось.
- Поскольку указанный срок истек до вступления в действие Федерального закона о приватизации, решение администрации области о продлении срока закрепления в государственной собственности "Золотой акции" является неправомерным.
- Положения пункта 3 статьи 31 Федерального закона о приватизации о том, что все "Золотые акции" созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ являются предусмотренным статьей 5 названного Федерального закона специальным правом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований на участие в управлении указанными обществами, распространяются на все выпущенные "Золотые акции", срок действия которых не истек к моменту вступления в действие данного Федерального закона.
- 13. Последствия, предусмотренные пунктом 7 статьи 21 Федерального закона о приватизации, неприменимы в случае расторжения договора купли - продажи государственного или муниципального имущества, заключенного по итогам конкурса, проведенного до введения в действие этого Закона.
- Муниципальное управление по распоряжению объектами муниципальной собственности обратилось в арбитражный суд с иском к товариществу с ограниченной ответственностью об истребовании имущества, приобретенного ответчиком по договору купли - продажи, заключенному в 1994 году между фондом имущества и ответчиком по результатам коммерческого конкурса.
- Исковые требования мотивированы тем, что договор купли - продажи расторгнут в связи с невыполнением товариществом условий коммерческого конкурса, что подтверждается вступившим в законную силу судебным актом по другому делу. Истец также сослался на пункт 7 статьи 21 Федерального закона о приватизации.
- Арбитражный суд первой инстанции иск удовлетворил.
- Постановлением апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения.
- При этом судебные инстанции руководствовались пунктом 7 статьи 21 упомянутого выше Закона, согласно которому в случае невыполнения победителем коммерческого конкурса инвестиционных и (или) социальных условий, а также ненадлежащего их выполнения, в том числе нарушения промежуточных или окончательных сроков выполнения таких условий и объемов их выполнения, объект приватизации, приобретенный победителем коммерческого конкурса, подлежит безвозмездному отчуждению соответственно в государственную или муниципальную собственность.
- Вместе с тем судебными инстанциями не были учтены следующие обстоятельства.
- В период заключения договора купли - продажи действовали Закон Российской Федерации от 03.07.91 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" и Временное положение о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации по конкурсу (приложение N 5 к Указу Президента Российской Федерации от 29.01.92 N 66).
- Действовавшее в период заключения договора купли - продажи законодательство о приватизации не предусматривало в случае невыполнения покупателем условий коммерческого конкурса безвозмездного изъятия у него объекта приватизации.
- В соответствии с пунктом 4 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 30 действовавшего в тот период Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" стороны вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по договору купли - продажи до момента его расторжения, т.е. применялась двусторонняя реституция.
- Федеральный закон о приватизации принят после заключения договора купли - продажи, и в статье 31 данного Федерального закона не содержится указаний о придании обратной силы требованию о безвозмездном отчуждении объекта приватизации.
- Применение данного требования к договорам купли - продажи объектов недвижимости, заключенным до введения в действие названного Федерального закона, противоречит абзацу второму пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.
- Кроме того, указанный в статье 21 Федерального закона о приватизации способ приватизации существенно отличается от продажи государственных и муниципальных предприятий по конкурсу, предусмотренному Законом Российской Федерации от 03.07.91 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации". В последнем случае покупатель становился собственником объекта приватизации сразу после оплаты стоимости имущества, а по Федеральному закону о приватизации - только после выполнения инвестиционных и социальных условий.
- Поэтому применение к договорам купли - продажи, заключенным до принятия Федерального закона о приватизации, требования о безвозмездном изъятии имущества влечет за собой прекращение права собственности по основаниям, не предусмотренным законом.
- С учетом изложенного исковые требования удовлетворению не подлежат.
- 14. Внесение государственного (муниципального) имущества (объектов приватизации) в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ допускается только в порядке, установленном законодательством о приватизации.
- Прокурор области в защиту государственных и общественных интересов обратился в арбитражный суд с иском к комитету по управлению муниципальным имуществом и открытому акционерному обществу о признании недействительными учредительных документов общества и изъятии у последнего имущества, внесенного комитетом по управлению имуществом в качестве вклада в уставный капитал.
- Арбитражный суд исковые требования удовлетворил.
- Из материалов дела следует, что комитет по управлению муниципальным имуществом, являясь соучредителем открытого акционерного общества, внес в уставный капитал общества здание.
- В возражениях на иск общество сослалось на полномочия комитетов по управлению имуществом по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, в том числе по внесению такого имущества в уставные капиталы создаваемых юридических лиц. Ссылка ответчика обоснованно не принята судом во внимание.
- Исходя из смысла статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона "Об акционерных обществах" государственные органы, в том числе комитеты по управлению имуществом субъектов Российской Федерации, и органы местного самоуправления, а также комитеты по управлению имуществом муниципальных образований не могут выступать участниками, в том числе учредителями хозяйственных обществ, за исключением случаев, когда комитеты по управлению имуществом являются учредителями акционерных обществ, созданных в процессе приватизации в соответствии с законодательством о приватизации.
- В данном случае акционерное общество является коммерческой организацией, не созданной в процессе приватизации и обладающей имуществом на праве частной собственности.
- Поэтому комитет по управлению муниципальным имуществом не имел права выступать учредителем данного акционерного общества.
- В период создания общества уже действовал новый Федеральный закон о приватизации, согласно статье 16 которого внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ является одним из способов приватизации.
- Поскольку законодательством о приватизации не допускается внесение государственного (муниципального) имущества в уставный капитал хозяйственных обществ, не созданных в процессе приватизации, суд обоснованно принял решение о недействительности учредительных документов в части внесения здания в уставный капитал общества и возвратил спорное имущество в муниципальную собственность.
- 15. Если товарищество или акционерное общество имеет право на выкуп здания, сооружения, нежилого помещения в соответствии с законодательством о приватизации, то передача указанного недвижимого имущества унитарному предприятию или учреждению на праве хозяйственного ведения или оперативного управления не может служить основанием для отказа в выкупе имущества.
- Товарищество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с иском о понуждении комитета по управлению имуществом заключить договор купли - продажи нежилых помещений, так как оно выкупило имущество предприятия бытового обслуживания и имеет право на выкуп арендуемых нежилых помещений.
- Комитет по управлению имуществом, возражая против иска, указал, что спорные нежилые помещения переданы в хозяйственное ведение государственному предприятию и изъятие их у государственного предприятия для последующей продажи помещений истцу нарушает право хозяйственного ведения, предусмотренное статьей 294 Гражданского кодекса Российской Федерации.
- Арбитражный суд исковые требования удовлетворил.
- При рассмотрении данного дела суд исходил из следующего.
- Товарищество с ограниченной ответственностью создано на основе аренды государственного имущества и выкупило его, а помещения занимало на основании договора аренды, заключенного с комитетом по управлению имуществом.
- Из материалов дела следует, что спорные помещения были переданы государственному предприятию на праве хозяйственного ведения после заключения договора аренды с истцом.
- В качестве одного из способов приватизации государственного и муниципального имущества в статье 16 Федерального закона о приватизации указан выкуп арендованного государственного или муниципального имущества.
- В соответствии с пунктом 2.6 Государственной программы приватизации товарищества и акционерные общества, созданные в процессе приватизации, имеют право приобретать в собственность арендуемые ими нежилые помещения, здания, сооружения, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также в муниципальной собственности.
- Отказ в продаже указанного имущества допускается только в случае, когда на эти объекты распространяются ограничения, установленные разделом 2.1 Государственной программы приватизации, а также зданий и сооружений, занимаемых органами государственной власти, управления и судами. Ограничений для выкупа нежилых помещений, принадлежащих государственным и муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения, законодательством не предусмотрено.
- Поэтому покупатель имеет право на приобретение в собственность спорных помещений, а продавец обязан заключить с ним договор купли - продажи помещений.
- Суд также дал оценку тому обстоятельству, что спорные помещения находятся в хозяйственном ведении государственного предприятия.
- Согласно статье 235 Гражданского кодекса Российской Федерации по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.
- В данном случае выкуп нежилого помещения товариществом с ограниченной ответственностью является основанием для прекращения права хозяйственного ведения государственного предприятия в соответствии с пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, и препятствий для заключения договора купли - продажи помещений у продавца не было.
- 16. При продаже приватизируемых объектов муниципальной собственности органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять выкупную стоимость нежилых помещений.
- Общество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с иском к городскому комитету по управлению муниципальным имуществом о понуждении заключить договор купли - продажи арендуемых истцом нежилых помещений.
- Арбитражный суд первой инстанции иск удовлетворил, обязав ответчика заключить договор купли - продажи нежилых помещений на условиях проекта договора, представленного истцом.
- Суд в решении указал, что в соответствии с пунктом 5.14.6 Государственной программы приватизации и пунктами 4.5, 4.9 Основных положений общество имеет право на приобретение в собственность занимаемых им нежилых помещений.
- Разрешая вопрос о выкупной цене помещений, суд руководствовался пунктом 4.9 Основных положений. При этом суд не принял во внимание доводы ответчика о том, что продажная цена помещений должна определяться в соответствии с Положением о порядке и условиях приватизации муниципальной собственности, утвержденным постановлением городского Совета народных депутатов.
- Суд кассационной инстанции отменил решение суда по следующим основаниям.
- Согласно пункту 4.9 Основных положений продажа сданных в аренду объектов недвижимого имущества производится на основании заявления арендатора.
- Как следовало из материалов дела, общество создано членами трудового коллектива продовольственного магазина. Занимаемые обществом нежилые помещения были арендованы им по договору с городским комитетом по управлению имуществом, заявление на приобретение в собственность помещений подано обществом в городской комитет по управлению муниципальным имуществом, который уклонился от рассмотрения данного заявления без уважительных причин.
- При таких условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование общества об обязании городского комитета по управлению муниципальным имуществом заключить договор купли - продажи нежилых помещений.
- Заявление на приобретение в собственность занимаемых площадей подано истцом 28.10.97, т.е. после введения в действие Федерального закона о приватизации.
- Согласно пункту 3 статьи 26 названного Федерального закона к ведению Государственной программы приватизации не отнесена регламентация порядка определения стоимости выкупаемого арендаторами муниципального имущества. Поэтому установленное пунктом 4.9 Основных положений ограничение размера выкупной стоимости здания, строения, сооружения не подлежит применению.
- В связи с тем, что судом первой инстанции не дана оценка расчету выкупной стоимости нежилых помещений, составленному ответчиком, суд кассационной инстанции решение отменил, а дело направил на новое рассмотрение.
- 17. В случае расторжения договора аренды зданий, строений, сооружений, помещений право на приобретение в собственность недвижимого имущества лицами, указанными в пункте 4.5 Основных положений, утрачивается.
- Общество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с иском к комитету по управлению имуществом о понуждении заключить договор купли - продажи нежилых помещений.
- Исковые требования мотивированы тем, что общество выкупило арендованное имущество и на основании пункта 4.5 Основных положений имеет право на приобретение в собственность этих нежилых помещений.
- Арбитражный суд в удовлетворении исковых требований отказал в связи с тем, что истец утратил право на выкуп нежилых помещений.
- При этом суд принял во внимание следующие обстоятельства.
- Общество занимало нежилые помещения на основании договора аренды, заключенного с комитетом по управлению имуществом.
- В связи с систематическим невнесением арендной платы, а также сдачей части помещений в субаренду без согласия арендодателя по иску комитета по управлению имуществом упомянутый выше договор аренды расторгнут, что подтверждается вступившим в законную силу решением арбитражного суда.
- Согласно пункту 4.5 Основных положений общество имело право на приобретение в собственность сданных в аренду зданий, строений и сооружений.
- Однако после расторжения договора аренды истец это право утратил, и оснований для обязания комитета по управлению имуществом заключить договор купли - продажи нежилых помещений с истцом не имеется.
- 18. Иск покупателя о понуждении продавца заключить договор купли - продажи недвижимого имущества по цене, не соответствующей закону, не подлежит удовлетворению.
- Товарищество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с иском к комитету по управлению муниципальным имуществом о понуждении заключить договор купли - продажи нежилого помещения, арендуемого товариществом, по цене, определенной в соответствии с пунктом 4.9 Основных положений.
- Ответчик в отзыве на иск указал, что не возражает против выкупа помещения, но считает, что выкупная цена должна исчисляться в соответствии с методикой, утвержденной органом местного самоуправления.
- Арбитражный суд первой инстанции принял решение, которым обязал стороны заключить договор купли - продажи помещения по цене, предложенной продавцом.
- Постановлением апелляционной инстанции решение суда отменено, в иске отказано по следующим основаниям.
- Заявление о приобретении в собственность нежилых помещений подано товариществом с ограниченной ответственностью после вступления в действие Федерального закона о приватизации, и суд обоснованно признал правомерным определение продавцом выкупной цены нежилых помещений, относящихся к муниципальной собственности, в соответствии с методикой, утвержденной органом местного самоуправления, без учета ограничений, установленных пунктом 4.9 Основных положений.
- Однако предметом спора являлось не просто понуждение продавца к заключению договора, а понуждение продавца заключить договор по цене, предложенной покупателем.
- Поскольку ответчик не отказывал истцу в заключении договора купли - продажи, а предметом иска являлось необоснованное требование истца о заключении договора по цене, предложенной им, оснований для удовлетворения данного иска не имелось.