» » » О малом предпринимательстве

О малом предпринимательстве


Российская Федерация
Письмо МИ МНС РФ ЦФО от 25 апреля 2001 года № 40-1-15/174
О малом предпринимательстве
Принято
Межрегиональной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному федеральному округу
  1. Вопрос: В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" ряд нормативно - правовых актов Российской Федерации утрачивает силу со дня введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" не вошел в перечень законодательных актов, утрачивающих силу с момента введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
  2. В письме МНС РФ от 20.11.2000 N 26-1-15/1550 "О порядке уплаты НДС и единого социального налога организациями после введения в действие второй части Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что "применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства по-прежнему будет регулироваться Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ, согласно которому организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость".
  3. В связи с этим просим разъяснить, распространяется ли действие Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложении, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" также на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей)?
  4. Ответ:
  5. В соответствии со ст. 143 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
  6. Пунктом 1 ст. 145 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, если в течение предшествующих трех последовательных налоговых периодов налоговая база этих организаций и индивидуальных предпринимателей, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подп. 1-3 п. 1 ст. 146 Кодекса, без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила в совокупности 1 млн. руб. При этом согласно п. 3 ст. 145 Кодекса лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, должны представить соответствующее письменное заявление и сведения, подтверждающие право на такое освобождение, т.е. сведения (выписка из баланса, книги доходов и расходов и др.), подтверждающие, что налоговая база, исчисленная по операциям от реализации товаров (работ, услуг) в совокупности за три месяца, не превышает 1 млн. руб.
  7. Согласно статье 31 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" часть вторая Кодекса применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие.
  8. В связи с этим организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, в случае, если в течение января, февраля и марта 2001 г. налоговая база, исчисленная по операциям, признанным объектом налогообложения, без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж в сумме не превысила 1 млн. руб.
  9. Что касается индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, то согласно Федеральному закону от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применение такой системы налогообложения данной категорией налогоплательщиков предусматривает замену установленного законодательством РФ подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
  10. Анализ данной нормы показывает, что упрощенная система налогообложения для предпринимателей предусматривает замену только подоходного налога. Следовательно, начиная с 1 января 2001 г., предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, должны уплачивать НДС.
  11. Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" не внесено изменений в указанный Федеральный закон.
  12. Статьей 29 указанного выше Закона установлено, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части второй Кодекса и настоящему Федеральному закону, и подлежат приведению в соответствие с частью второй Кодекса.
  13. Таким образом, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, с 1 января 2001 г. должны исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
  14. Государственный советник налоговой службы I ранга
  15. В.И. Ковалев

Предыдущая новость - Письмо МНС РФ от 12 апреля 2001 года № ВГ-6-03

Следующая новость - Российская Федерация