» » » О валютном контроле налогоплательщиков-резидентов России

О валютном контроле налогоплательщиков-резидентов России


Российская Федерация
Письмо МНС РФ от 14 ноября 2001 года № 24-3-03/206-АД496
О валютном контроле налогоплательщиков-резидентов России
Принято
Министерством Российской Федерации по налогам и сборам
  1. Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  2. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.
  3. В соответствии с пунктом 14 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" Министерство Российской федерации по налогам и сборам является органом валютного контроля и выполняет функции, связанные с осуществлением им валютного контроля, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
  4. Положением о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 N 783, установлено, что МНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим валютный контроль в установленном порядке, обеспечивает в пределах своей компетенции валютный контроль за соответствием проводимых валютных операций законодательству Российской Федерации, за исключением валютных операций кредитных организаций, и наличием необходимых для этого лицензий и разрешений.
  5. МНС России осуществляет возложенные на него функции и полномочия непосредственно через свои территориальные органы, имеет право осуществлять в пределах своей компетенции права органов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
  6. Таким образом, налоговые органы в ходе проведения налоговых проверок обязаны осуществлять контроль за совершением валютных операций резидентами, не являющимися кредитными организациями. При этом контролируется соответствие валютных операций требованиям статей 2-8 Закона Российской Федерации от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле", фиксирование выявленных в ходе выездной налоговой проверки фактов нарушения валютного законодательства осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах".
  7. Право привлечения резидентов к ответственности за нарушения валютного законодательства прямо установлено для налоговых органов только Указом Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин". В то же время отсутствие подзаконного акта, определяющего компетенцию и порядок осуществления налоговыми органами валютного контроля, не является основанием для неисполнения МНС России возложенных на него в соответствии с законом функций органа валютного контроля, включая привлечение к ответственности за нарушения валютного законодательства. Данный вывод может быть сделан исходя из позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.05.1997 N 5898/96, в соответствии с которым отсутствие порядка привлечения экспортера к ответственности по пункту 2 статьи 14 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" не лишает органы валютного контроля права применять такую ответственность.
  8. Вместе с тем, если в ходе налоговой проверки выявлено нарушение, привлечение к ответственности за которое в соответствии с актами валютного законодательства относится к исключительной компетенции другого органа валютного контроля, налоговый орган в течение 10 дней со дня выявления такого нарушения направляет материалы в уполномоченный орган валютного контроля. Так, пунктом 2.3 Инструкции Банка России и ГТК России от 13.10.1999 N 86-И, 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" установлено, что при неполучении (несвоевременном получении) резидентом выручки по контракту решение о привлечении экспортера к ответственности либо об освобождении его от ответственности принимается таможенными органами в установленном порядке. По выявленным фактам таких нарушений материалы направляются в соответствующий таможенный орган.
  9. Пунктом 4 статьи 14 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" установлено, что взыскание санкций, предусмотренных статьей 14 данного закона, производится по решению соответствующих органов валютного контроля, в том числе по решению, вынесенному на основании представления агентов валютного контроля, с физических лиц в судебном порядке, а с юридических лиц применительно к порядку, установленному Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.
  10. В соответствии со статьей 38 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.
  11. Статьей 282 КоАП РСФСР установлено, что не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения.
  12. Кроме того, юридическому лицу - плательщику штрафа за нарушение валютного законодательства предоставляется срок (10 дней), в течение которого он вправе обжаловать в вышестоящий орган и (или) в суд решения органа валютного контроля о взыскании штрафа (ст. 268 КоАП РСФСР). Если это решение в указанный срок не обжалуется, оно приводится в исполнение без применения судебной процедуры (см. определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2000 N 4-0).
  13. Также сообщаем, что Правительством Российской Федерации до настоящего времени не принимались нормативно-правовые акты в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2001 N 72-ФЗ.
  14. В то же время за текущий год Центральным банком Российской Федерации принят ряд мер, направленных на либерализацию валютного законодательства.
  15. Так, существенно упрощен порядок проведения юридическими лицами-резидентами операций, связанных с прямыми инвестициями в страны СНГ (Положение ЦБ РФ от 05.07.2001 N 142-П "О порядке проведения юридическими лицами-резидентами валютных операций, связанных с осуществлением прямых инвестиций в страны Содружества Независимых Государств"). Установлен единый порядок открытия и ведения физическими лицами-резидентами счетов в банках, находящихся в странах, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и/или Специальной финансовой комиссии по проблемам отмывания капиталов (ФАТФ) с обязательным уведомлением об этом налоговых органов (Инструкция ЦБ РФ от 29.08.2001 N 100-И "О счетах физических лиц-резидентов в банках за пределами Российской Федерации"). С 01.10.2001 действует указание Центрального банка Российской Федерации от 10.09.2001 N 1030-У "О порядке проведения валютных операций, связанных с получением и возвратом юридическими лицами-резидентами кредитов и займов в иностранной валюте, предоставляемых нерезидентами на срок более 180 дней, и об отмене и внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России", устанавливающее уведомительный порядок для операций, связанных с получением юридическими лицами-резидентами кредитов и займов в иностранной валюте, предоставляемых нерезидентами на срок более 180 дней, и исполнением обязательств по возврату указанных кредитов (займов).
  16. Заместитель министра РФ
  17. по налогам и сборам
  18. С.Н.Шульгин

Предыдущая новость - О порядке реализации Приказа Минфина РФ от 21.06.2001 N 46н бюджетными учреждениями

Следующая новость - Письмо Минтруда РФ и ПФ РФ от 27 ноября 2001 года №№ 8389-ЮЛ, ЛЧ-06-27