О налогообложении НДС работ (услуг), оказываемых в отношении экспортируемых и импортируемых товаров, вывозимых (ввозимых) морскими судами
- Принято
- Министерством Российской Федерации по налогам и сборам
- Министерство Российской Федерации по налогам и сборам сообщает следующее.
- 1. Подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемых российскими перевозчиками, а также иных подобных работ (услуг). При этом организации, выполняющие (оказывающие) эти работы (услуги), имеют право на налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса.
- Перечень документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации указанных работ (услуг), предусмотрен пунктом 4 статьи 165 Кодекса.
- К российским перевозчикам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, относятся организации или индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, состоящие на учете в налоговых органах Российской Федерации в соответствии со статьями 83, 84 Кодекса и непосредственно занимающиеся перевозкой грузов.
- Транспортировка грузов может осуществляться на основании договоров морской перевозки, а также договоров фрахтования.
- Статьей 115 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации предусмотрено, что перевозчиком является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с отправителем или фрахтователем или от имени которого заключен такой договор. При этом перевозчик получает от отправителя или фрахтователя установленную плату за перевозку груза (фрахт).
- По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю).
- Договор морской перевозки груза может быть заключен как с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер), так и без такого условия.
- Статьей 198 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации установлено, что по договору фрахтования судна на время (тайм - чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или иных целей торгового мореплавания.
- Статьей 211 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации определено, что по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут - чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
- Как следует из запроса, на практике под фрахтованием судов понимается, с одной стороны, предоставление за обусловленную плату (фрахт) всего судна или его части для перевозки грузов, пассажиров или выполнения других работ в целях совершения одного или нескольких рейсов, а с другой стороны - передача судна на определенное время в распоряжение фрахтователя.
- Вместе с тем в соответствии со статьей 8 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или эксплуатирует его на ином законном основании.
- Следовательно, по договору фрахтования судна перевозчиком может выступать как судовладелец, оказывающий услуги по транспортировке грузов непосредственно отправителям грузов и получающий от них оплату за оказание этих услуг, так и фрахтователь, который эксплуатирует судно, предоставленное ему судовладельцем на определенный срок, от своего имени заключает договоры перевозки и фактически оказывает на нем услуги по перевозке грузов, получает доходы от оказания таких услуг, возмещая при этом судовладельцу только расходы, связанные с временным пользованием судна.
- Учитывая изложенное, перевозчиком может выступать как судовладелец - собственник судна, так и судовладелец или фрахтователь, временно владеющий судном на основании договора фрахтования судна на определенный срок, оказывающий услуги по транспортировке грузов отправителям грузов и получающий от них оплату за оказание этих услуг.
- Таким образом, российский налогоплательщик (судовладелец или фрахтователь), непосредственно осуществляющий транспортировку экспортируемых (импортируемых) товаров, фактически являющийся перевозчиком и получающий оплату за услуги по перевозке указанных товаров, может реализовать свое право на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при условии представления в налоговые органы всех документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса. Указанный порядок налогообложения не распространяется на услуги по предоставлению во временное пользование судов для иных целей торгового мореплавания как с экипажем, так и без экипажа, оказываемые судовладельцами фрахтователям.
- Что касается документального оформления договора перевозки экспортируемых (импортируемых) товаров, то независимо от формы (вида) договора он должен содержать обязательные реквизиты, позволяющие однозначно определить фактического перевозчика, отправителя и получателя товара.
- При этом следует учитывать, что применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов к услугам по транспортировке импортируемых грузов возможно только в отношении указанных услуг, которые включены в таможенную стоимость импортируемых товаров.
- 2. К иным подобным работам и услугам, непосредственно связанным с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, относятся работы и услуги по погрузке, перегрузке, разгрузке, сопровождению, экспедированию, хранению, сортировке экспортируемых товаров, выполняемые российскими перевозчиками либо иными лицами.
- Следовательно, российские порты при реализации работ (услуг) по погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров могут реализовать свое право на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при представлении в налоговые органы документов, предусмотренных пунктом 4 статьи 165 Кодекса и подтверждающих фактический экспорт указанных товаров.
- 3. Одним из обязательных условий документального подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов является представление в налоговые органы грузовой таможенной декларации (ее копии) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввезен на таможенную территорию Российской Федерации).
- Под словами "ее копии" следует понимать копию документа (в данном случае грузовой таможенной декларации), заверенную руководителем и главным бухгалтером организации налогоплательщика, который представляет документы, подтверждающие право на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
- 4. Российские налогоплательщики, которые выполняют работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и импортируемых в Российскую Федерацию, в части работ (услуг), включенных в таможенную стоимость импортируемых товаров, имеют возможность получить от таможенных органов подтверждение фактического вывоза (ввоза) товаров, в отношении которых они осуществляют указанные работы (услуги) в порядке, предусмотренном Приказом ГТК России от 26.06.2001 N 598.
- Что касается вопроса получения перевозчиками грузовой таможенной декларации на транспортировку экспортированного (импортированного) товара, то грузовые таможенные декларации на вывоз (ввоз) указанных товаров перевозчики могут получить не от таможенных органов, а непосредственно от организаций - экспортеров (импортеров), предусмотрев возможность получения указанных документов в договорах на перевозку, заключаемых между организацией - экспортером (импортером) и организацией - перевозчиком.
- Главный государственный советник
- налоговой службы
- В.В.ГУСЕВ