О рассмотрении обращения
- Принято
- Центральным банком Российской Федерации
- Юридический департамент рассмотрел письмо от 12.04.2002 N А-02/5-194 (вх. N 45203 от 16.04.2002) по вопросу определения документов, идентифицирующих личности клиентов при проведении расходных банковских операций и сообщает следующее.
- При подготовке ответа на указанный запрос Юридическим департаментом был проведен анализ действующего законодательства Российской Федерации в части, касающейся определения категории документов, относящихся к документам, удостоверяющим личность физического лица.
- Обзор законодательства позволяет сделать вывод, что в российской правовой системе отсутствует единый нормативный акт (федеральный закон), устанавливающий виды основных документов, удостоверяющих личность физического лица.
- До принятия соответствующего федерального закона в настоящее время действуют нормы Указа Президента Российской Федерации от 13.03.97 N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации", в соответствии с которым основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации.
- Вместе с тем следует отметить, что в зависимости от вида регулируемых правоотношений органами, осуществляющими надзор и контроль в различных областях правового регулирования, могут быть предусмотрены и иные документы.
- Так, в целях валютного регулирования и валютного контроля Банк России в п. 3.23 Инструкции Банка России от 27.03.95 N 27 "О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации, совершения учета валютно-обменных операций уполномоченными банками" установил перечень документов, удостоверяющих личность клиента при проведении валютно-обменных операций.
- В свою очередь, МНС России с целью упорядочения уплаты налога на доходы физических лиц в приложении к Приказу с МНС России от 01.11.2000 N БГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц" установило справочник "Виды документов, удостоверяющих личность налогоплательщика".
- Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно предположить, что удостоверяющие документы должны отвечать определенным критериям, а именно: выдача соответствующих документов должна быть предусмотрена нормативными актами, а также производиться специально уполномоченными на то органами государственной власти Российской Федерации.
- В соответствии с гражданским законодательством банк проводит расчетные операции по списанию денежных средств только по распоряжению владельца счета, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
- Вместе с тем, учитывая специфику банковских операций подобного рода, а также ответственность кредитных организаций за ненадлежащее списание денежных средств, встает вопрос о критериях достаточности подтверждения личности клиента.
- В частности, ст. 847 ГК РФ установлено, что в качестве условия исполнения банком распоряжения клиента о списании денежных средств со счета является наличие в распоряжении клиента необходимых данных, позволяющих при предъявлении соответствующих требований идентифицировать лицо, имеющее право на его предъявление.
- При отсутствии четких правил, регламентирующих данную проблему, по нашему мнению, банки сами вправе определять, какие документы позволяют в полной мере идентифицировать личность клиента.
- Для сведения сообщаем, что Юридический департамент направил запрос по указанному вопросу в МВД России (письмо Банка России от 14.06.2002 N 10-1-1-55/2045). Полученный ответ МВД России от 15.07.2002 N 7/4483 прилагается.
- Заместитель директора Департамента
- Т.К.БАТЫРЕВ