О применении части 3 статьи 23.1 КоАП России
- Принято
- Государственным таможенным комитетом Российской Федерации
- В связи с обращениями таможенных органов о подведомственности дел об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, сообщаем следующее.
- В соответствии с абзацем 2 части 3 статьи 23.1 КоАП России дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1, 2 этой статьи и производство по которым осуществлялось в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов. В связи с этим высказывалась позиция, согласно которой дела об административных правонарушениях, названных в части 2 статьи 23.1 КоАП России и производство по которым проводилось в форме административного расследования, подлежат рассмотрению в суде во всех случаях, а не только в тех, когда административный орган или должностное лицо передает дело на рассмотрение судье.
- Вместе с тем анализ нормы части 3 статьи 23.1 КоАП России в совокупности с иными положениями данной статьи не позволяет согласиться с изложенной выше позицией.
- Статьей 23.1 КоАП России установлен перечень административных правонарушений, дела о которых уполномочены рассматривать судьи. При этом в части 1 статьи приведен перечень дел, рассмотрение которых относится к исключительной компетенции суда. Как правило, это дела об административных правонарушениях, представляющих наибольшую общественную опасность. Часть 2 статьи 23.1 КоАП России устанавливает полномочия судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях в случаях, когда должностное лицо административного органа, рассматривающее дело об административном правонарушении, полагает необходимым применение вида или размера административного наказания, назначить которое уполномочены только судьи.
- По общему правилу, дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 статьи 23.1 КоАП России, рассматриваются мировыми судьями. Исключения из этого правила составляют дела, подведомственные судьям арбитражных и военных судов, а также дела, отнесенные к подсудности районных судов.
- В связи с изложенным полагаем, что абзацем 2 части 3 статьи 23.1 КоАП России не установлена альтернативная подведомственность дел об административных правонарушениях административным или судебным органам в зависимости от факта проведения административного расследования по делам, а определена подсудность дел, отнесенных к компетенции судей общей юрисдикции и переданных им на рассмотрение в соответствии с частью 2 статьи 23.1 КоАП России.
- Иное противоречило бы части 2 статьи 23.1 КоАП России, прямо предусматривающей рассмотрение указанных в ней дел судьями только в тех случаях, когда орган, должностное лицо передают дело на рассмотрение судье.
- Кроме того, следуя позиции, изложенной в абзаце 2 настоящего письма, дела об административных правонарушениях, указанных в части 2 статьи 23.1 КоАП России (например, дела об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена статьями 16.2, 16.3, частью 1 статьи 16.9 КоАП России и др.), должны рассматриваться либо мировыми судьями (по общему правилу, установленному абзацем 4 части 3 статьи 23.1 КоАП России, если по делу не проводилось административное расследование), либо судьями районных судов, если административное расследование проводилось. Однако данный вывод неизбежно вступает в противоречие с положениями части 1 статьи 23.8 КоАП России, согласно которой дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 16.2 - 16.22 КоАП России, то есть дела о всех административных правонарушениях в области таможенного дела, предусмотренных Кодексом, за исключением правонарушения, предусмотренного статьей 16.1 КоАП России и отнесенного к исключительной компетенции суда, рассматривают таможенные органы.
- Позиция, изложенная в настоящем письме, согласуется с пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому дело об административном правонарушении, подведомственном арбитражному суду в соответствии с абзацем 3 части 3 статьи 23.1 КоАП России, не становится подведомственным районному суду, если по нему проводилось административное расследование, а подлежит рассмотрению арбитражным судом.
- Начальникам таможенных управлений обеспечить доведение настоящего письма до сведения таможенных органов региона.
- Начальник Управления
- контроля соблюдения
- законодательства
- в таможенном деле
- генерал-лейтенант
- таможенной службы
- З.Я.АМИРОВ