Рекомендации по практическому применению законодательства РФ о защите прав потребителей при оказании услуг общественного питания в части предоставления информации об услуге и ее исполнителе
- Принято
- Дальневосточным территориальным управлением Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
- В соответствии с договором о сотрудничестве и обмене информацией направляем для размещения в ИПС "КонсультантПлюс:ХабаровскийВыпуск" Рекомендации по практическому применению законодательства РФ о защите прав потребителей при оказании услуг общественного питания в части предоставления информации об услуге и ее исполнителе, разработанные ДВТУ МАП России.
- Заместитель руководителя
- территориального управления
- Т.Ф.Бурмагина
- УТВЕРЖДАЮ
- Руководитель
- ДВТУ МАП России
- В.А.Бодров
- 07 мая 2003 г.
- РЕКОМЕНДАЦИИ
- ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
- РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ
- ОКАЗАНИИ УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В ЧАСТИ
- ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ОБ УСЛУГЕ И ЕЕ ИСПОЛНИТЕЛЕ
- 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
- Настоящие рекомендации разработаны для органов местного самоуправления и могут быть использованы ими при рассмотрении заявлений и обращений потребителей, анализе договоров на оказание услуг хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги общественного питания.
- 2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
- 1. Закон РФ "О защите прав потребителей" в редакции от 30.12.2001 N 86-ФЗ;
- 2. Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства РФ ;
- 3. ГОСТ Р 50763-95 "Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия";
- 4. ГОСТ Р 50762-95 "Общественное питание. Классификация предприятий";
- 5. Правила продажи алкогольной продукции, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.08.1996 N 987 ;
- 6. Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 .
- Термины и определения основных понятий в области общественного питания приведены в ГОСТ Р 50647-94, классификация услуг общественного питания, общие требования к качеству услуг и обязательные требования по безопасности услуг, оказываемых в сфере общественного питания - в ГОСТ 50764-95. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья определены СП 2.3.6.1079-01, введенными в действие 01.02.2002, а также СП 2.3.6.1254-03 (дополнение раздела XVI к СП 2.3.6.1079-01), определяющими требования к временным организациям общественного питания быстрого обслуживания (введены с 01.05.2003).
- 3. ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ ОБ ИСПОЛНИТЕЛЕ УСЛУГИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ И ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ УСЛУГИ
- Требования к информации об исполнителе услуги определены в ст. ст. 8 и 9 Закона РФ "О защите прав потребителей" (1) и п. 11 Правил оказания услуг общественного питания (2).
- В соответствии с п. 11 (2) на вывеске необходимо указывать тип и класс предприятия общественного питания - ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная (4, п. 4.1), информация о котором может быть дополнена информацией об оказываемых услугах, например, детское кафе, предприятие-автомат, столовая-раздаточная, диетическая столовая и т.п. (4, п. 5.9).
- На классы по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых услуг подразделяются рестораны и бары (люкс, высший и первый):
- "люкс" - изысканность интерьера, высокий уровень комфортности, широкий выбор услуг, ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд, изделий - для ресторанов, широкий выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей - для баров;
- "высший" - оригинальность интерьера, выбор услуг, комфортность, разнообразный ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд, изделий - для ресторанов, широкий выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей - для баров;
- "первый" - гармоничность, комфортность и выбор услуг, разнообразный ассортимент фирменных блюд, изделий и напитков сложного приготовления - для ресторанов, набор напитков, коктейлей несложного приготовления, в том числе заказных и фирменных - для баров (4, п. 4.2).
- Классность при проведении сертификации услуг общественного питания в настоящее время не подтверждается и определяется хозяйствующим субъектом самостоятельно.
- Рекомендуем при проведении проверок обращать внимание на соответствие класса ресторана или бара заявленному.
- В наименовании предприятия общественного питания необходимо использовать термины, определенные ГОСТ Р 50647-94 (приложение А). Так, например, не рекомендуется школьную кулинарную фабрику называть "школьная базовая столовая".
- Если деятельность осуществляет организация, на вывеске необходимо указывать ее наименование (фирменное наименование), включающее организационно-правовую форму (ООО, ОАО, ЗАО, ГУП).
- В случае, если деятельность осуществляет индивидуальный предприниматель, то информация о его государственной регистрации, включающая фамилию, имя, отчество предпринимателя, размещается в удобном для ознакомления потребителя месте.
- Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные Правительством Российской Федерации, в наглядной и доступной форме должны быть доведены до сведения потребителей (2, п. 10).
- В случае, если предприятие осуществляет торговлю алкогольной продукцией (в бутылках или в розлив), до сведения потребителя в наглядной и доступной форме должны быть доведены Правила продажи алкогольной продукции (3), а при реализации покупной продукции и Правила продажи отдельных видов товаров.
- В связи с тем, что деятельность по реализации алкогольной продукции подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также об органе, выдавшем эту лицензию.
- Услуга общественного питания подлежит сертификации. При оказании услуг информация о сертификации доводится до сведения потребителя путем ознакомления его с сертификатом или копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации, выдавшем сертификат.
- ООО "Хабаровский центр сертификации и метрологического контроля", ООО "Комсомольский-на-Амуре центр сертификации", ООО "Центр сертификации ЕАО" аккредитованы на право проведения работ по сертификации услуг общественного питания.
- Исполнитель услуги обязан иметь ассортиментный перечень производимой им продукции (определяется самостоятельно с учетом соблюдения обязательных требований в государственных стандартах и нормативных документах, а также санитарно-эпидемиологическое заключение (срок его действия - 5 лет).
- Место расположения предприятия общественного питания определяет (согласовывает) орган местного самоуправления.
- Услуги, предоставляемые потребителям предприятиями общественного питания различных типов, в соответствии с ГОСТ 50762-95 "Общественное питание. Классификация предприятий" подразделяют на:
- - услуги питания;
- - услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий;
- - услуги по организации потребления и обслуживания;
- - услуги по реализации кулинарной продукции;
- - услуги по организации досуга;
- - информационно-консультативные услуги;
- - прочие услуги.
- Информацию о перечне оказываемых услуг, условиях их оказания, цене и условиях оплаты исполнитель также обязан довести до сведения потребителей в наглядной и доступной форме (2, п. 12).
- Для ознакомления потребителей документы и информацию рекомендуется размещать в Уголке потребителя или в альбоме, которые должны находиться на видном и доступном месте.
- Предварительный заказ на оказание услуги может быть оформлен путем составления документа (заказ, квитанция и др. виды), содержащие необходимые сведения (наименование исполнителя, фамилия, имя, отчество потребителя, вид услуги, ее цена и условия оплаты, дата приема и исполнения заказа, условия выполнения услуги, ответственность сторон, должность лица, ответственного за прием и оформление заказа, подпись лица, принявшего заказ, и другие сведения), а также путем оформления заказа посредством телефонной, электронной и иной связи (2, 17).
- При осуществлении разносной торговли представитель предприятия общественного питания (продавец) должен иметь личную карточку, заверенную подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью организации или индивидуального предпринимателя, с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества представителя предприятия, а также сведений о предприятии.
- Исполнителем при расчетах за оказываемые услуги выдается потребителю документ, подтверждающий их оплату (кассовый чек, счет или другие виды).
- Отношения между потребителем и исполнителем услуги регулируются также главами I и III Закона РФ "О защите прав потребителей", а также пунктами 4, 5, 8, 9, 24 - 28 Правил оказания услуг общественного питания.
- 4. ТРЕБОВАНИЯ К КУЛИНАРНОЙ ПРОДУКЦИИ
- Кулинарная продукция: совокупность блюд, кулинарных изделий и кулинарных полуфабрикатов.
- Информация о продукции доводится до сведения потребителей в меню, в прейскурантах или иным способом, принятым при оказании таких услуг.
- Следует обратить внимание, что потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомиться с меню, прейскурантами и условиями обслуживания как в зале, так и вне зала обслуживания.
- В меню (прейскуранте) должно быть указано:
- фирменное наименование (наименование) предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;
- вес (объем) порций готовых блюд, емкость бутылки предлагаемого алкогольного напитка и об объеме его порций;
- цена готового блюда или 100 г, для алкогольных напитков - цена за всю емкость бутылки, а также за 100 или 50 граммов;
- сведения о пищевой ценности продукции общественного питания при организации детского и диетического питания.
- Требования к срокам реализации кулинарной продукции определены ГОСТом 50763-95 (п. 6).
- Каждая партия кулинарной продукции, реализуемая вне зала предприятия общественного питания, должна сопровождаться удостоверением о качестве с указанием:
- - наименования и адреса предприятия-изготовителя или гражданина-предпринимателя;
- - наименования нормативного документа, по которому выработана продукция;
- - наименования кулинарной продукции;
- - даты и часа изготовления кулинарной продукции и срока годности (включает в себя время пребывания продукции на предприятии-изготовителе с момента окончания технологического процесса, время транспортирования, хранения и реализации);
- - массы упаковочной единицы;
- - цены одной штуки (килограмма) изделия;
- - условий хранения (3, п. 6.5, 6.6, 8.3).
- Кулинарную продукцию, доставляемую из заготовочных предприятий в доготовочные, столовые-раздаточные, магазины кулинарии и реализуемую потребителям вне предприятия общественного питания, упаковывают в транспортную тару (3, п. 10.1).
- Кулинарные полуфабрикаты, кулинарные изделия, блюда охлажденные и замороженные, реализуемые потребителю непосредственно на предприятии-изготовителе, в отделах кулинарии и через столы-заказы, упаковывают в потребительскую тару (3, п. 10.2).
- Тара должна быть чистой, прочной, без посторонних запахов и иметь маркировочный ярлык.
- На каждую единицу транспортной и потребительской тары наклеивают маркировочный ярлык, в котором указывают:
- - наименование и адрес предприятия-изготовителя или гражданина-предпринимателя и (или) товарный знак;
- - наименование кулинарной продукции;
- - обозначение нормативного документа;
- - массу нетто кулинарной продукции;
- - количество штук (порций) и массу одной штуки (порции) кулинарной продукции;
- - количество упаковочных единиц;
- - дату и час выработки;
- - срок и условия хранения;
- - номер и фамилию упаковщика;
- - номер партии;
- - информационные данные о пищевой и энергетической ценности 100 г продукта.
- Маркировочный ярлык может содержать информацию о цене продукта за кг, штуку, порцию. На ярлыке указывают также допускаемый уровень опасных (химических) веществ, если они использовались при изготовлении продукции (3, п. 10.9).
- При реализации покупной продукции необходимо соблюдать требования к информации о ней и ее изготовителе, изложенные в Правилах продажи соответствующих товаров (5, 6).
- Примечание. Настоящие рекомендации разработаны на основании нормативных документов, действующих по состоянию на 01.05.2003, и не отражают требований к качеству и безопасности кулинарной и др. продукции.
- Разработаны ст. инспектором отдела
- по контролю за соблюдением
- законодательства о защите прав
- потребителей и контролю за рекламой
- Л.Р.Чупровой