О некоторых вопросах, касающихся урегулирования задолженности по обязательным платежам
- Принято
- Министерством Российской Федерации по налогам и сборам
- Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в связи с поступающими запросами разъясняет.
- 1. В дополнение к письму МНС России 20.11.2002 N ОС-6-9/1796@ по вопросу включения сумм дополнительных платежей по налогу на прибыль, ранее учитываемых в составе реструктурированных сумм задолженности по пеням и штрафам, в суммы реструктурированной задолженности по налоговым платежам сообщаем следующее.
- В случае, если инспекциями МНС России ошибочно учтены в составе реструктурированной задолженности по пеням и штрафам суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль, необходимо руководствоваться следующим.
- Ранее составленные графики погашения реструктурированной задолженности по налоговым платежам, а также графики погашения реструктурированной задолженности по пеням и штрафам должны быть скорректированы следующим образом.
- Суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль необходимо исключить из графиков погашения реструктурированной задолженности по пеням и штрафам и включить в состав реструктурированной задолженности по налоговым платежам с учетом равномерного распределения указанных сумм на оставшиеся с момента вынесения решения о реструктуризации задолженности кварталы, начиная с I квартала 2003 года.
- В случае, если организации предоставлено право на реструктуризацию задолженности только по пеням и штрафам сроком на 10 лет, графики погашения задолженности необходимо скорректировать следующим образом.
- Суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль необходимо равномерно распределить на оставшиеся с момента вынесения решения о реструктуризации задолженности кварталы с учетом 6-летнего срока реструктуризации задолженности по налогам и сборам. Оставшиеся суммы пеней и штрафов подлежат распределению соответственно на 4 года. При этом, в случае досрочного погашения указанных сумм, организация имеет право на списание задолженности по пеням и штрафам в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269 "О списании задолженности по пеням и штрафам".
- В связи с изменением суммы реструктурированной задолженности по налогам и сборам необходимо произвести перерасчет процентов за пользование бюджетными средствами с момента предоставления организации права на реструктуризацию задолженности.
- Соответствующие изменения должны быть зафиксированы в решении о внесении изменений в решение о реструктуризации задолженности. Решение о внесении изменений в решение о реструктуризации должно содержать следующую формулировку: "В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в редакции, действовавшей до 01.01.2002) изменить график погашения реструктурированной задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам следующим образом:".
- Суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль, ошибочно включенные в реструктурированные суммы задолженности по пеням и штрафам, исключаются из сумм пеней и штрафов и не подлежат списанию в составе пеней и штрафов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269.
- Суммы задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль, ранее списанные организациям в составе задолженности по пеням и штрафам, при досрочном погашении задолженности, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269, необходимо восстановить в карточках лицевого счета налогоплательщика с даты списания, с последующим направлением налогоплательщику письма, содержащего следующую формулировку: "в связи с тем, что инспекцией ошибочно списана в составе реструктурированной задолженности по пеням и штрафам сумма задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль, с даты списания указанная сумма дополнительных платежей по налогу на прибыль восстанавливается в карточке лицевого счета вашей организации. Предлагаем добровольно уплатить указанную сумму.".
- В случае отказа налогоплательщика от уплаты указанной суммы налоговый орган руководствуется пунктом 8 Приказа МНС России от 02.04.2003 N БГ-3-29/159.
- 2. В дополнение к письму МНС России от 21.06.2002 N АС-6-29/867 по вопросу списания реструктурированных сумм пеней и штрафов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269 сообщаем, что до утверждения порядка списания задолженности по пеням и штрафам, реструктурированной в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 08.06.2001 N 458, от 25.12.2001 N 890, от 06.11.2001 N 765, и определения в установленном порядке органа, уполномоченного осуществлять такое списание, списание сумм пеней и штрафов, реструктурированных в соответствии с этими Постановлениями, не производится.
- Вопрос о порядке и сроках списания сумм задолженности по пеням и штрафам, реструктурированных в соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 03.09.99 N 1002, в настоящее время также не урегулирован. После утверждения порядка списания и органа, имеющего право списания указанных пеней и штрафов, МНС России будут даны дополнительные разъяснения.
- В случае, если организация утратила право на реструктуризацию задолженности, а затем восстановила это право в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 818 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также задолженности по пеням и штрафам", реструктурированные суммы задолженности по пеням и штрафам списываются в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269.
- 3. По вопросам применения Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 818 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также задолженности по пеням и штрафам" сообщаем следующее.
- В соответствии с указанным Постановлением для организации, в отношении которой решение о прекращении осуществления реструктуризации принято после 1 ноября 2002 г., по ее заявлению, поданному не позднее 90 дней после принятия такого решения, при условии уплаты соответствующей организацией текущих налоговых платежей, средств в погашение реструктурируемой кредиторской задолженности в соответствии с утвержденным в установленном порядке графиком и пеней, начисленных за неуплату налоговых платежей с момента возникновения нарушения условий реструктуризации, а также досрочного выполнения графика погашения реструктурируемой задолженности за один квартал вперед.
- Заявление о сохранении утраченного права на реструктуризацию задолженности подается организацией с приложением документа, подтверждающего соблюдение организацией предусмотренных выше условий по состоянию на первое число месяца подачи заявления.
- Налоговым органом в месячный срок с момента принятия заявления о сохранении утраченного права на реструктуризацию задолженности выносится решение об отмене решения об отмене права на реструктуризацию задолженности.
- На момент принятия указанного решения организацией должны быть уплачены текущие налоговые платежи, платежи в счет погашения реструктурируемой кредиторской задолженности, которые необходимо было погасить в соответствии с утвержденным в установленном порядке графиком, суммы пеней, начисленные за неуплату налоговых платежей с момента возникновения нарушения условий реструктуризации до момента принятия налоговым органом решения об отмене решения об отмене права на реструктуризацию задолженности, а также платежи в счет досрочного выполнения графика погашения реструктурируемой задолженности за один квартал вперед, которые засчитываются в счет погашения реструктурированной задолженности с конца графика погашения задолженности.
- В случае реорганизации юридического лица за его правопреемником (правопреемниками) сохраняется право на сохранение утраченного права на реструктуризацию задолженности. При этом особое внимание следует уделить подтверждению факта правопреемства.
- 4. В соответствии с пунктом 4 "Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, с сумм задолженности по налогам и сборам уплачиваются проценты за пользование бюджетными средствами.
- При этом указанным Порядком предусмотрено, что организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности при наличии на первое число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате текущих налоговых платежей, а также при неуплате платежей, установленных графиком погашения задолженности.
- Таким образом, поскольку проценты за пользование бюджетными средствами не являются налоговыми платежами и не включены в графики погашения задолженности, неуплата налогоплательщиком указанных сумм процентов не является основанием для отмены права на реструктуризацию задолженности. При этом взыскание неуплаченных процентов за пользование бюджетными средствами должно осуществляться в судебном порядке.
- 5. По вопросам применения Приказа МНС России от 02.04.2003 N БГ-3-29/159 разъясняем, что уточненное требование об уплате налога и сбора направляется налогоплательщику в случаях изменения размера налоговой задолженности в силу вновь открывшихся обстоятельств, в том числе в силу принятых налоговым органом или судом решений, представления налогоплательщиком декларации (расчета) на уменьшение начисленных сумм по прошедшему сроку, а также в случаях изменения сроков уплаты налога в результате предоставления налогоплательщику отсрочки.
- В случае представления налогоплательщиком документов на возмещение налога на добавленную стоимость по экспортным операциям, проверка обоснованности которых не завершена налоговым органом, при одновременном наличии у налогоплательщика задолженности по налогу на добавленную стоимость по внутренним операциям, указанная задолженность подлежит взысканию.
- В отношении сумм налогов, уплата которых осуществляется ежемесячными авансовыми платежами с последующей подачей налоговой декларации за налоговый период, при возникновении задолженности, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 15 дней после подачи налогоплательщиком налоговой декларации.
- В отношении письма МНС России от 28.03.2003 N БК-6-07/365@ сообщаем, что под неуплатой задолженности в согласованные сроки подразумевается неуплата налога и сбора в срок, установленный требованием об уплате налога (сбора).
- А.В.СМИРНОВ