» » » Об усилении надзора за банковскими

Об усилении надзора за банковскими


Российская Федерация
Письмо ЦБ РФ от 23 июня 2003 года № 96-Т
Об усилении надзора за банковскими/консолидированными группами
Принято
Центральным банком Российской Федерации
  1. Банк России по результатам анализа консолидированной отчетности банковских/консолидированных групп, а также согласно информации о примененных к кредитным организациям мерах воздействия обращает внимание территориальных учреждений Банка России на недостатки контроля за своевременностью и качеством представляемой консолидированной отчетности. В частности:
  2. 1. Отдельными территориальными учреждениями Банка России не контролируется полнота и своевременность представления головными кредитными организациями банковских/консолидированных групп консолидированной отчетности.
  3. Рядом банковских/консолидированных групп не представляются в Банк России консолидированный балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках, показатели обязательных нормативов, о чем свидетельствует анализ отчета о составе участников банковской/консолидированной группы (Приложение 1 к Положению Банка России от 30.07.2002 N 191-П "О консолидированной отчетности" (далее - Положение N 191-П). В отдельных случаях представляются консолидированные балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках, а информация о показателях обязательных нормативов, рассчитанных на консолидированной основе, не направляется. В большинстве случаев причины непредставления консолидированной отчетности не объясняются.
  4. 2. Не во всех случаях территориальными учреждениями Банка России осуществляется документарная проверка отчетности банковских/консолидированных групп.
  5. Консолидированная отчетность по каждой третьей группе составляется головными кредитными организациями с нарушением нормативных актов Банка России. Головными кредитными организациями неверно определяется метод консолидации отчетности участников: данные зависимых и дочерних организаций учитываются по методу полной консолидации при отсутствии существенного влияния группы на принимаемые органами управления участников решения. Не исключаются взаимные инвестиции в уставные капиталы участников, внутригрупповые задолженности участников (ссудная задолженность, средства в кредитных организациях и т.д.), что, в свою очередь, приводит к завышению собственных средств группы и занижению доли малых акционеров (участников).
  6. Информация о составе участников банковской/консолидированной группы не охватывает полного круга участников группы, что также приводит к искажению консолидированной отчетности.
  7. 3. Территориальными учреждениями Банка России не всегда применяются меры воздействия к головным кредитным организациям банковских/консолидированных групп за несвоевременное, неполное представление консолидированной отчетности и/или представление ее с нарушением действующего порядка составления.
  8. Меры воздействия за нарушение сроков представления консолидированной отчетности за все время представления ее банковскими/консолидированными группами в Банк России применялись лишь к трем головным кредитным организациям. При этом меры за неполное представление консолидированной отчетности, невыполнение пруденциальных норм деятельности к головным кредитным организациям вообще не применялись, хотя предельные значения обязательных нормативов, рассчитанные на консолидированной основе, нарушаются каждой пятой банковской/консолидированной группой.
  9. В целях устранения отмеченных недостатков предлагаем территориальным учреждениям Банка России при анализе консолидированной отчетности обращать внимание на:
  10. - правильность определения состава группы. При определении состава группы необходимо исходить из критериев существенности влияния (прямого или косвенного) банковской/консолидированной группы на решения, принимаемые органами управления участников группы, а также данных отчета о составе участников группы.
  11. Метод консолидации, в соответствии с которым данные участников группы включаются в консолидированную отчетность, должен определяться головной кредитной организаций исходя из доли контроля группы в капитале каждого участника. Отчетность участников группы подлежит обязательному включению в консолидированную отчетность по методу полной консолидации в случае преобладающего участия других участников в его уставном капитале (например, если доля прямого и/или косвенного контроля банковской/консолидированной группы составляет более 50% голосующих акций (долей)). По методу пропорциональной консолидации в состав консолидированной отчетности включается отчетность участников, управление которыми осуществляется ограниченным количеством участников на основании договора, заключенного с участием головной кредитной организации и/или участника, отчетность которого включается в состав консолидированной отчетности банковской/консолидированной группы по методу полной консолидации (пункт 2.3 Положения N 191-П), и содержащего положение о совместном назначении исполнительных органов управления данных участников. По методу эквивалентной стоимости рекомендуется консолидация отчетности зависимых организаций в случае, если доля контроля участников банковской/консолидированной группы в таких организациях составляет прямо и/или косвенно более 20% голосующих акций (долей) уставного капитала участника.
  12. Пример. Головная кредитная организация А владеет 20% голосующих акций (долей) организации Б и 51% голосующих акций (долей) дочерней организации В, которая в свою очередь также владеет 51% голосующих акций (долей) дочерней организации Б. Таким образом, головная кредитная организация прямо и косвенно оказывает существенное влияние, имея долю контроля 71% на деятельность участника Б, и включает его данные в консолидированную отчетность по методу полной консолидации;
  13. - соблюдение головной кредитной организацией банковской/консолидированной группы правил составления консолидированной отчетности, в том числе:
  14. - использование при консолидации отчетности участников на одну и ту же отчетную дату и за единый отчетный период;
  15. - использование всеми участниками группы единой учетной политики в отношении аналогичных статей имущества и обязательств, доходов и расходов;
  16. - исключение при консолидации отчетности участников группы их взаимных операций, инвестиций, акций (долей) уставного капитала и резервов, фондов и прибыли, полученных участниками до приобретения группой акций (долей) либо принадлежащих малым акционерам;
  17. - выделение в консолидированной отчетности доли малых акционеров (участников) в собственных средствах и финансовом результате банковской/консолидированной группы.
  18. Результаты анализа деятельности банковских/консолидированных групп должны учитываться территориальными учреждениями Банка России при оценке финансового состояния кредитных организаций - участников группы с точки зрения определения влияния операций банковской/консолидированной группы на финансовую устойчивость каждой кредитной организации - участника группы. Превышение предельных значений рисков, принимаемых банковской/консолидированной группой, учитывается при оценке финансового состояния кредитных организаций - участников группы до момента их полного устранения.
  19. При организации надзора за банковскими/консолидированными группами следует сконцентрировать внимание на:
  20. - выявлении сфер повышенного риска банковской/консолидированной группы, а также участников группы, их обусловивших;
  21. - проверке достоверности отчетности банковской/консолидированной группы с одновременной проверкой на месте достоверности отчетности головной кредитной организации и кредитных организаций - участников группы, представляемой в территориальное учреждение Банка России;
  22. - своевременном применении мер воздействия к головным кредитным организациям за невыполнение банковскими/консолидированными группами пруденциальных норм деятельности.
  23. Информация о результатах анализа отчетности банковских/консолидированных групп, их использовании при оценке финансового состояния кредитных организаций, входящих в состав банковских/консолидированных групп, и принимаемых территориальными учреждениями Банка России к кредитным организациям мерах воздействия должна быть отражена в ежеквартальной аналитической записке "О недостатках в работе действующих кредитных организаций региона и мерах, принимаемых к ним в процессе надзора", представляемой территориальными учреждениями в Банк России (Департамент банковского регулирования и надзора) в соответствии с Указанием Банка России оперативного характера от 16.04.98 N 94-Т.
  24. Информация о нарушении банковской/консолидированной группой предельных значений обязательных нормативов и открытых валютных позиций в случае их влияния на оценку финансового состояния кредитных организаций - участников группы должна передаваться территориальными учреждениями Банка России в составе других факторов по коду 15 формы N 050 "Классификационные группы деятельности кредитных организаций и сведения об информации, не содержащейся в используемой для классификации кредитных организаций отчетности, но учитывающейся территориальными учреждениями Банка России при принятии решения об оценке финансового состояния кредитных организаций" Указания Банка России от 31.03.2000 N 766-У "О критериях определения финансового состояния кредитных организаций".
  25. А.А.КОЗЛОВ

Предыдущая новость - О правильности классификации товаров в товарной позиции 3920 ТН ВЭД России

Следующая новость - Ответ на вопрос к СВЭБ