О примерных нормах времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования
- Принято
- Министерством образования Российской Федерации
- Направляем для практического использования примерные нормы времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, разработанные в соответствии с планом мероприятий по реализации Отраслевого тарифного соглашения по учреждениям системы Министерства образования Российской Федерации на 2001 - 2003 годы.
- Примерные нормы обсуждались на совещании проректоров по учебной работе, которое проводилось в январе 2003 года на базе МИСиС.
- Министр
- В.М.ФИЛИППОВ
Примерные нормы времени для расчета объема учебной работы и основные виды учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования
- 1. Исходные положения
- 1.1. Для работников образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющих педагогическую деятельность, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.
- 1.2. Учебная нагрузка педагогическим работникам по программам высшего профессионального образования устанавливается в зависимости от квалификации и профиля кафедры в размере до 900 часов в учебном году.
- 1.3. Учебная нагрузка педагогическим работникам по программам дополнительного профессионального образования устанавливается в зависимости от квалификации и профиля кафедры в размере до 800 часов в учебном году.
- 1.4. Данные примерные нормы разработаны для традиционной лекционно-семинарской технологии обучения и предназначены для всех форм обучения, включая экстернат.
- 1.5. Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает нормы времени для расчета учебной и других видов работ с учетом особенностей применяемых технологий обучения, организации учебного процесса и специфики образовательных программ.
- 2. Учебная работа
-
N п/п Виды работ Норма времени в часах Примечания 1 2 3 4 Аудиторные занятия 2.1. Чтение лекций (студенты и аспиранты) 1 час за 1 акад. час 2.2. Проведение практических занятий, семинаров (студенты и аспираты) 1 час на группу за 1 акад. час В дисплейных классах, по медицинским, лингвистическим и художественным дисциплинам группа может делиться на 2 3 подгруппы с учетом специфики подготовки 2.3. Проведение лабораторных работ 1 час на группу (подгруппу) за 1 акад. час Подгруппа не менее 8 чел. По медицинским дисциплинам подгруппа может быть уменьшена до 6 человек 2.4. Проведение тематических дискуссий, научно-практических конференций, деловых игр, анализа конкретных ситуаций, решения производственных задач и т.д. 1 час за 1 академ. час каждому преподавателю, участвующему в проведении Количество преподавателей определяет руководство образовательного учреждения 2.5. Проведение выездных тематических занятий на предприятиях и в организациях 1 час за 1 акад. час на группу (подгруппу) Консультации 2.6. Проведение консультаций по учебным дисциплинам От общего числа лекционных часов на изучение каждой дисциплины по учебному плану на 1 группу: 5% - по очной форме обучения; 10% - по очно-заочной (вечерней) форме обучения; 15% - по заочной форме обучения и экстернату 2.7. Проведение консультаций перед экзаменами Перед вступительным испытанием 2 часа на поток, перед промежуточной аттестацией 2 часа на группу, перед итоговой аттестацией студентов и аспирантов - 2 часа на группу 2.8. Индивидуальные консультации по программам дополнительного профессионального образования При сроке обучения от 4 до 6 месяцев - 40 часов и при сроке обучения от 1 до 3 месяцев - 20 часов на каждого слушателя Контроль 2.9. Прием устных и письменных вступительных экзаменов в вузы и выпускных экзаменов на подготовительных отделениях 4 часа на проведение экзамена на поток поступающих; 0,3 часа на проверку каждой письменной работы; 0,25 часа каждому из экзаменаторов на каждого экзаменующегося на устном экзамене Работу проверяет один преподаватель 2.10. Перепроверка работ на вступительных экзаменах 0,2 часа на каждую работу Выборочная проверка до 10% от общего числа работ 2.11. Проведение собеседования с поступающими на программы дополнительного профессионального образования 0,25 часа каждому члену комиссии на каждого поступающего 2.12. Прием устных и письменных экзаменов в процессе освоения образовательных программ 0,35 - 0,50 часа на студента при устном экзамене; при междисциплинарном экзамене до 1 часа на каждого студента; при письменном экзамене - 2 часа на поток; 0,3 часа на проверку каждой письменной работы 2.13. Прием зачетов по дисциплинам, предусмотренным рабочим учебным планом, прием переаттестаций у студентов, поступивших на обучение в сокращенные сроки 0,25 - 0,35 часа на одного студента в зависимости от особенности дисциплины; до 0,5 часа по дисциплинам искусства и культуры 2.14. Проверка, консультации и прием контрольных, расчетнографических работ, расчетных заданий, домашних заданий и рефератов, историй болезней, протоколов, актов и других работ, а также отчетов по практике До 0,4 часа на одно задание, но не более 1 часа на одного студента на дисциплину в семестр; для медицинских дисциплин - проверка уч. историй болезни - до 1 часа Подготовка студенческих работ в области изобразительных, декоративноприкладных искусств и дизайна на просмотры - до 12 часов на 1 мероприятие каждому преподавателю; участие в просмотрах студенческих работ до 6 часов каждому преподавателю на 1 мероприятие 2.15. Рецензирование и консультирование рефератов по дисциплинам основной образовательной программы высшего профессионального образования До 1 часа на реферат по программам подготовки бакалавров и специалистов; до 3 часов на реферат по программам подготовки магистров 2.16. Рецензирование контрольных работ студентов-заочников До 1 часа на одну работу 2.17. Государственные экзамены 0,5 часа на одного экзаменующегося каждому члену экзаменационной комиссии; до 1 часа на одного экзаменующегося по медицинским специальностям и специальностям искусства и культуры каждому члену комиссии Состав комиссии не более 8 человек 2.18. Рецензирование выпускных работ и рефератов по программам дополнительного профессионального образования До 3 часов на работу 2.19. Участие в работе комиссии по приему защиты выпускных работ и рефератов, по проведению выпускного экзамена по программам дополнительного профессионального образования 0,5 часа на одного слушателя каждому члену комиссии не более 6 часов в день; состав комиссии не более 5 человек 2.20. Рецензирование реферата в аспирантуре и материалов диссертационного исследования докторантов 3 часа за 1 печатный лист 2.21. Прием вступительных экзаменов в аспирантуру и кандидатских экзаменов До 1 часа на одного поступающего или аспиранта (соискателя) по каждой дисциплине каждому экзаменатору 2.22. Экспертиза диссертационных исследований на соискание ученой степени Кандидатская работа - 3 часа; докторская работа - 5 часов Практика 2.23. Руководство учебной, производственной, в том числе преддипломной, научно-педагогической, педагогической практиками (включая проверку отчетов и прием зачета) студентов и аспирантов От 3 до 6 часов за рабочий день на группу (подгруппу); до 8 часов за рабочий день на группу (подгруппу) при проведении полевых практик С учетом специфики практики, выезда в другие населенные пункты и деления группы на подгруппы 2.24. Руководство практикой, проводимой по индивидуальным планам студентов До 1 часа в неделю на каждого студента 2.25. Руководство стажировкой по программам дополнительного профессионального образования на предприятиях и в организациях с проверкой отчетов До 5 часов на каждого слушателя в неделю Не более 6 слушателей на одного преподавателя Руководство 2.26. Руководство факультетом (в т.ч. разработка рабочих учебных планов, контроль учебной нагрузки, посещение занятий и т.п.) До 300 часов 2.27. Руководство кафедрами (в т.ч. разработка рабочих учебных планов и программ дисциплин, планирование и контроль учебной нагрузки, посещение занятий профессоров и доцентов кафедры) Заведующему кафедрой 60 - 100 часов в год при числе сотрудников 50 и более; 50 - 80 часов в год при числе сотрудников от 31 до 49; 40 - 60 часов в год при числе сотрудников 30 и менее При условии, если заведующий кафедрой работает на общественных началах без оплаты, часть этих часов может быть выделена одному из преподавателей членов кафедры 2.28. Руководство научноисследовательской работой студентов (подготовка бакалавров и специалистов) До 1 часа в неделю на студента 2.29. Руководство, консультации, рецензирование и прием защиты курсовых работ От 1 до 3 часов на работу, в том числе 0,3 часа на прием каждому преподавателю Число курсовых работ не более 5 в семестр 2.30. Руководство, консультации, рецензирование и прием защиты курсовых проектов До 4 часов на один проект по всем видам работ; в том числе до 0,5 часа на рецензирование и 0,3 часа на прием каждому преподавателю Число курсовых проектов не более 2 в семестр 2.31. Руководство, консультирование выпускных квалификационных работ бакалавров До 25 часов на каждого студентавыпускника, в т.ч.: руководство и консультирование - 20 час.; допуск к защите до 1 часа; председателю - 1 час; членам экзаменационной комиссии - до 4 часов, по 0,5 часа на каждую выпускную работу Число членов государственной экзаменационной комиссии не более 6 чел. 2.32. Руководство, консультирование, рецензирование выпускных квалификационных работ специалистов До 35 часов на каждого студентавыпускника, в т.ч.: руководство и консультирование - 25 часов; допуск к защите до 1 часа; рецензирование 4 часа; председателю экзаменационной комиссии - 1 час; членам экзаменационной комиссии - до 4 часов, по 0,5 часа на каждую выпускную работу Число членов государственной экзаменационной комиссии не более 8 чел. 2.33. Руководство, консультирование, рецензирование выпускных квалификационных работ магистров До 40 часов на каждого студентавыпускника, в т.ч.: руководство и консультирование - 30 часов; рецензирование 4 часа; допуск к защите 1 час; председателю экзаменационной комиссии - 1 час; членам экзаменационной комиссии - до 4 часов, по 0,5 часа на каждую выпускную работу Число членов государственной экзаменационной комиссии не более 8 чел. 2.34. Руководство выпускными работами по программам дополнительного профессионального образования До 10 часов на работу, включая консультации и рецензирование 2.35. Руководство подготовкой студента в магистратуре До 30 часов на каждого магистранта ежегодно 2.36. Руководство программой специализированной подготовки в магистратуре До 30 часов на специализацию в учебном году (независимо от числа магистрантов) 2.37. Руководство аспирантом, ординатором, интерном 50 часов в год Утверждено Приказом Минобразования России от 27.03.1998 N 814 2.38. Руководство соискателем или стажером 25 часов в год Утверждено Приказом Минобразования России от 27.03.1998 N 814 2.39. Научные консультации докторанта 50 часов в год Утверждено Приказом Минобразования России от 27.03.1998 N 814 - Примечания. 1. Лекционные часы рассчитываются на поток. Разделение студентов на потоки определяется особенностями основных образовательных программ.
- 2. Под термином "группа" подразумевается "академическая" группа численностью 25 человек.
- 3. Учет объема учебной работы штатных преподавателей, а также оплаты труда преподавателей-почасовиков производится из расчета фактически затраченного времени, но не свыше установленных норм.
- 4. Распределение общего числа часов, выделяемых на каждого дипломника, между отдельными кафедрами производится решением руководства образовательного учреждения высшего и дополнительного профессионального образования.
- 5. Курсовые работы и проекты рассматриваются как форма отчетности.
- 3. Учебно-методическая работа
- К видам учебно-методических работ относятся:
- 3.1. Подготовка к изданию конспектов лекций, сборников для практических и лабораторных занятий, раздаточного материала для лекционных и практических занятий, видеозаписей, телелекций, других учебно-методических материалов, включая методические материалы по выполнению курсовых и дипломных проектов и работ, выпускных работ.
- 3.2. Составление рабочих учебных планов по специальностям и направлениям.
- 3.3. Составление учебных программ по вновь вводимым дисциплинам.
- 3.4. Переработка учебных программ по действующим учебным дисциплинам.
- 3.5. Постановка новых и модернизация действующих лабораторных работ.
- 3.6. Работы, связанные с применением информационных технологий в учебном процессе (разработка задач, отладка программ и т.п.).
- 3.7. Работа в научно-методических советах Минобразования России, президиумах и советах учебно-методического объединения и других постоянных или временных советах, рабочих группах, создаваемых Минобразованием России или учредителями.
- 3.8. Работа в редколлегиях научных журналов и т.п. органах.
- 3.9. Работа в методическом совете.
- 4. Организационно-методическая работа
- К видам организационно-методических работ относятся:
- 4.1. Работа в системе управления институтом (ректор, проректор, заместитель проректора, начальник отдела, декан и др.).
- 4.2. Работа в системе управления кафедрой (заведующий кафедрой, ученый секретарь и др.).
- 4.3. Работа в приемной комиссии (ответственный секретарь, член отборочной комиссии).
- 4.4. Работа в ученом совете вуза, факультета, диссертационном совете.
- 4.5. Руководство студенческими группами (курсами).
- 5. Планирование работы
- 5.1. Преподаватель обязан обеспечить соответствующей учебно-методической документацией все виды работ, перечисленных в разделе 2 "Учебная работа".
- 5.2. Администрация вуза планирует преподавателю учебную, учебно-методическую, организационно-методическую и другие виды работ исходя из установленного рабочего времени - 36 часов в неделю.