Об использовании бюджетных средств
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Министерство финансов Российской Федерации в связи с запросами о правомерности квалификации в ходе последующего контроля, как нецелевое использование средств федерального бюджета, направление средств бюджетополучателями в образование дебиторской задолженности, сообщает следующее.
- В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств понимается их направление и использование на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
- Таким образом, использование бюджетных средств можно расценивать как нецелевое исключительно в случае использования их на цели, не соответствующие условиям получения.
- Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" и Приказ Минфина России от 11 декабря 2002 г. N 127н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" устанавливают статьи бюджетной классификации, в строгом соответствии с которыми получатели бюджетных средств вправе расходовать полученные средства федерального бюджета.
- Согласно статье 250 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатели бюджетных средств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств имеют право принимать денежные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета путем заключения получателем бюджетных средств с поставщиком продукции (работ, услуг) договоров (контрактов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают возможность предварительной оплаты товара по договору купли-продажи (статья 487) или выполненной работы по договору подряда (статья 711) в случае, когда это предусмотрено договором купли-продажи или договором подряда.
- Кроме того, в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 107н "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях" перечисление авансов учреждениями юридическим лицам допускается в случаях, установленных действующим законодательством.
- Таким образом, получатель бюджетных средств вправе осуществить выплату аванса (предварительной оплаты) за поставку продукции (работ, услуг) в пределах лимитов бюджетных обязательств на условиях и в размере, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с договорами, заключенными в рамках действующего законодательства Российской Федерации, и, соответственно, указанная выплата, произведенная за продукцию (работы, услуги), поставка которых будет осуществлена в следующем финансовом году, не подпадает под определение понятия "нецелевое использование бюджетных средств".
- Учитывая изложенное, квалифицировать выявленную при проверках бюджетополучателей дебиторскую задолженность при направлении средств получателем средств федерального бюджета на цели, соответствующие условиям их получения, в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации как нецелевое использование средств федерального бюджета неправомерно.
- Вместе с тем письмами Минфина России от 21 октября 2002 г. N 03-01-01/06-380 и 03-01-01/06-379 обращено внимание на необходимость проведения разъяснительной работы среди получателей средств федерального бюджета, направленной на ограничение в осуществлении авансовых платежей по расходам и недопущение необоснованного образования кредиторской и дебиторской задолженности.
- Одновременно сообщаем, что согласно статье 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации, помимо изъятия бюджетных средств, к нарушителям бюджетного законодательства может быть применена мера в виде предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
- Заместитель
- Министра финансов
- Российской Федерации -
- начальник Главного управления
- федерального казначейства
- Т.Г.НЕСТЕРЕНКО
- Руководитель Департамента
- государственного
- финансового контроля
- А.А.АХПОЛОВ