» » » Письмо Минобразования РФ от 28 октября 2003 года № 18-52-1044ИН

Письмо Минобразования РФ от 28 октября 2003 года № 18-52-1044ИН


Российская Федерация
Письмо Минобразования РФ от 28 октября 2003 года № 18-52-1044ИН/18-28
О Рекомендациях по организации деятельности психологической службы в среднем специальном учебном заведении. О примерной должностной инструкции педагога-психолога среднего специального учебного заведения
Принято
Министерством образования Российской Федерации
  1. Министерство образования Российской Федерации подготовило и направляет для практического применения "Рекомендации по организации деятельности психологической службы в среднем специальном учебном заведении" и "Примерную должностную инструкцию педагога-психолога среднего специального учебного заведения".
  2. Первый заместитель Министра
  3. А.Ф.КИСЕЛЕВ
  4. РЕКОМЕНДАЦИИ
  5. ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
  6. В СРЕДНЕМ СПЕЦИАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
  7. 1. Общие положения
  8. 1.1. Настоящие Рекомендации регулируют деятельность психологической службы в среднем специальном учебном заведении (далее - Психологическая служба).
  9. 1.2. Психологическая служба является структурным подразделением среднего специального учебного заведения, находящимся в подчинении директора образовательного учреждения.
  10. 1.3. В своей деятельности Психологическая служба руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования и воспитания студентов, основными документами о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка, Международная конвенция о правах и основных свободах человека), Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации.
  11. 1.4. Целями Психологической службы являются:
  12. - обеспечение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого студента в течение всего срока обучения в среднем специальном учебном заведении;
  13. - содействие сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса;
  14. - осуществление психологического обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода в образовательном процессе;
  15. - содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе среднего специального учебного заведения;
  16. - оказание комплексной социально-психологической поддержки всем субъектам образовательного процесса.
  17. 2. Задачи Психологической службы
  18. Задачами Психологической службы являются:
  19. - психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;
  20. - психологическое сопровождение социального и личностного развития студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности;
  21. - формирование у студентов способности к самопознанию, саморегуляции, самовоспитанию, саморазвитию;
  22. - обеспечение психологической поддержки через оказание индивидуальной и групповой психологической помощи;
  23. - участие в разработке системы мероприятий, направленных на профилактику нарушений в поведении студентов;
  24. - психологическое, консультирование всех участников образовательного процесса;
  25. - повышение психолого-педагогической компетентности субъектов образовательного процесса.
  26. 3. Основные направления деятельности Психологической службы
  27. К основным направлениям деятельности Психологической службы относятся:
  28. 3.1. Психологическая диагностика:
  29. - изучение индивидуальных психологических особенностей всех субъектов образовательного процесса, отслеживание развития профессионально-значимых качеств и социальной зрелости студентов;
  30. - проведение психолого-педагогической диагностики готовности первокурсников к обучению;
  31. - выявление психологических причин нарушений в обучении и развитии, социальной дезадаптации студентов;
  32. - выявление внутригруппового статуса и социальной роли студентов;
  33. - психологическое обеспечение аттестации педагогических кадров.
  34. 3.2. Психологическая профилактика (поддержка):
  35. - оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога-психолога, классных руководителей, медицинской службы и других специалистов;
  36. - предупреждение возможных девиаций поведения;
  37. - оказание психологической помощи и поддержки преподавателям, мастерам производственного обучения и студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
  38. - содействие творческому развитию одаренных студентов;
  39. - оказание психологической поддержки студентам с ограниченными возможностями здоровья.
  40. 3.3. Психологическая коррекция:
  41. - оказание психологической помощи и поддержки студентам, преподавателям, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;
  42. - индивидуальная и групповая психологическая коррекция трудностей в обучении студентов, в том числе, связанных с мотивационной сферой личности;
  43. - содействие социально-психологической реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  44. - осуществление коррекции асоциального поведения студентов.
  45. 3.4. Психологическое консультирование:
  46. - психологическое консультирование всех участников образовательного процесса:
  47. - консультирование администрации, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития студентов;
  48. - консультирование студентов по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
  49. 3.5. Психологическое просвещение:
  50. - повышение психологической компетентности педагогов, студентов и их родителей;
  51. - ознакомление преподавателей с основными возрастными закономерностями личностного развития студента;
  52. - популяризация психологических знаний среди субъектов образовательного процесса.
  53. 3.6. Организационно-методическая деятельность:
  54. - подготовка методических материалов для проведения психодиагностики и разработки индивидуальных развивающих и психокоррекционных программ с учетом особенностей личности студентов;
  55. - участие в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и др. видов работы, оценке их эффективности;
  56. - обработка результатов психодиагностики, их анализ и оформление;
  57. - подготовка материалов к выступлениям на педсоветах и производственных совещаниях.
  58. 4. Обеспечение деятельности Психологической службы
  59. 4.1. Психологическая служба работает в тесном контакте с администрацией учебного заведения, его структурными подразделениями, кураторами групп, преподавателями, мастерами производственного обучения, а также устанавливает взаимоотношения с учреждениями здравоохранения, органами опеки, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, работодателями и другими субъектами социального партнерства, оказывающими средним специальным учебным заведениям помощь в воспитании и развитии обучающихся, воспитанников.
  60. 4.2. Финансирование Психологической службы осуществляется органами управления образованием, в ведении которых находятся образовательные учреждения.
  61. 4.3. Учебно-методическое обеспечение деятельности Психологической службы осуществляется соответствующими структурными подразделениями Минобразования России.
  62. 4.4. Аттестация педагогов-психологов осуществляется аттестационной комиссией среднего специального учебного заведения.
  63. 4.5. В состав Психологической службы входят психологи, педагоги-психологи из расчета 1 специалист на 250 студентов.
  64. 4.6. Среднее специальное учебное заведение разрабатывает положение о Психологической службе.
  65. ПРИМЕРНАЯ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
  66. ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
  67. 1. Общие положения
  68. 1.1. Педагог-психолог является работником образовательного учреждения среднего профессионального образования, осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение, укрепление и развитие психического и психологического здоровья студентов, их родителей, преподавателей и других участников образовательного процесса.
  69. 1.2. Педагог-психолог назначается приказом директора учебного заведения из числа лиц, имеющих высшее психологическое образование или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" и непосредственно подчиняется руководителю психологической службы или директору образовательного учреждения.
  70. 1.3. Педагог-психолог в своей работе опирается на Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования и воспитания студентов; основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка; Международная конвенция о правах и основных свободах человека); Декларацию прав и свобод человека; Федеральный закон "Об образовании"; Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и подростков; основы законодательства в области охраны труда (требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий учебного заведения, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты), здравоохранения, профориентации, занятости населения и его социальной защиты.
  71. 2. Требования к знаниям и умениям педагога-психолога
  72. 2.1. Педагог-психолог должен знать: общую психологию, педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психологию общения, основы психодиагностики, основы дефектологии, основы психотерапии, основы сексологии, основы психологической гигиены, основы профориентации, психологии труда, основы психологического консультирования и психопрофилактики, возрастную анатомию и физиологию подростка.
  73. 2.2. Педагог-психолог должен владеть: методами активного обучения, социального психотренинга, современными методами индивидуальной и групповой профконсультации, методами диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.
  74. 3. Обязанности педагога-психолога
  75. Педагог-психолог обязан:
  76. - обеспечивать и поддерживать психологическое здоровье и развитие личности студентов;
  77. - по мере необходимости проводить психологическую диагностику, выявлять индивидуально-психологические особенности студентов на протяжении всего периода обучения;
  78. - оказывать помощь студентам в процессе адаптации;
  79. - выявлять и предупреждать возможные нарушения в становлении и развитии личности студента посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации;
  80. - оказывать психологическую помощь и поддержку студентам, преподавателям, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;
  81. - участвовать в психологической поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  82. - содействовать формированию благоприятного социально-психологического климата в студенческих и педагогических коллективах;
  83. - оказывать психологическую помощь и поддержку преподавателям, мастерам производственного обучения и студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
  84. - участвовать в формировании здоровьесберегающих образовательных технологий, здорового образа жизни, профилактике асоциальных явлений в студенческой среде;
  85. - содействовать развитию профессионально-значимых качеств и социальной зрелости студентов;
  86. - содействовать предупреждению возможных асоциальных действий студентов, осуществлять коррекцию асоциального поведения студентов;
  87. - повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов, студентов и их родителей, используя различные формы и методы пропаганды психологических знаний;
  88. - участвовать в планировании и разработке развивающих и психокоррекционных программ учебной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности студентов;
  89. - содействовать творческому развитию одаренных студентов;
  90. - консультировать администрацию, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития студентов;
  91. - консультировать студентов по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
  92. - осуществлять консультирование администрации и сотрудников образовательного учреждения по вопросам использования достижений психологии в управлении персоналом среднего специального учебного заведения;
  93. - осуществлять профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору молодежью профессии с учетом их ценностных ориентаций, способностей, а также жизненных планов;
  94. - систематически повышать собственную профессиональную компетентность и квалификацию.
  95. 5. Права педагога-психолога
  96. Педагог-психолог имеет право:
  97. - знакомиться с документацией образовательного учреждения;
  98. - участвовать в работе педагогического и методического советов учебного заведения, а также предметных (цикловых) комиссий, вносить свои предложения по формированию индивидуальной программы адаптации студентов в среднем специальном учебном заведении, созданию благоприятного социально-психологического климата в педагогическом и студенческом коллективах, подготовке конкурентоспособных специалистов на рынке труда;
  99. - участвовать с правом совещательного голоса в работе медико-психолого-педагогических и др. комиссий по вопросам обучения и воспитания студентов;
  100. - сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних, с субъектами социального партнерства в вопросах воспитания и развития студентов, обращаться с запросами в медицинские дефектологические и научные психологические учреждения, а также в учреждения городской, районной, областной психологической службы за помощью и содействием;
  101. - самостоятельно выбирать приоритетные направления работы, учитывая особенности функционирования и развития среднего специального учебного заведения;
  102. - самостоятельно формировать конкретные задачи работы со студентами и взрослыми, выбирать формы и методы работы, принимать решения по вопросам очередности проведения различных видов работ;
  103. - повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы;
  104. - проводить групповые и индивидуальные социально-психологические обследования;
  105. - участвовать в преобразовании образовательной среды с учетом особенностей студентов и педагогического коллектива;
  106. - участвовать в формировании корпоративной культуры;
  107. - вести пропаганду психолого-педагогических знаний (лекции, беседы, выступления);
  108. - консультировать администрацию учебного заведения по психологическому сопровождению управленческой деятельности;
  109. - выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах, газетах и других средствах массовой информации;
  110. - участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и др. видов работы, оценке их эффективности;
  111. - участвовать в работе молодежных общественных объединений, советов студенческого самоуправления;
  112. - обращаться в центры профориентации по вопросам, связанным с профессиональным самоопределением студентов.
  113. 6. Ответственность педагога-психолога
  114. Педагог-психолог несет ответственность за:
  115. - качество используемых методических материалов для психодиагностики, обработку результатов психодиагностики, их анализ и соответствующее использование;
  116. - качество и конфиденциальность собранной информации об индивидуально-психологических особенностях студентов и педагогов;
  117. - создание условий для полноценного развития и самоопределения студентов, своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности;
  118. - своевременное и правильное оформление, ведение и хранение документации;
  119. - за соблюдение и защиту прав и свобод студентов, строгое соблюдение правил этического кодекса практического психолога.

Предыдущая новость - Письмо МНС РФ от 29 октября 2003 года № ШС-6-14

Следующая новость - Письмо ГТК РФ от 21 октября 2003 года № 01-06