О разъяснении применения антимонопольного законодательства
- Принято
- Федеральной антимонопольной службой
- ФАС России рассмотрела обращение с просьбой разъяснить порядок применения положений главы 5 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) о предоставлении государственной помощи при осуществлении органами службы занятости субъектов Российской Федерации полномочий по оказанию услуг в области содействия занятости населения Российской Федерации, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения), вступающей в силу в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (далее - Закон о внесении изменений) в 2007 году, и сообщает.
- Согласно пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственная помощь - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.
- Государственная помощь в соответствии с полномочиями органов государственной власти может предоставляться в целях, указанных в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, в частности, в целях социальной поддержки безработных граждан и содействия занятости населения. При этом ее предоставление не должно вести к устранению или недопущению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
- Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, регулирует Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
- При этом согласно статье 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
- Государственные нужды - обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации (субъектов Российской Федерации) за счет средств федерального бюджета (бюджетов субъектов Российской Федерации) и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации (субъектов Российской Федерации) в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации (субъектов Российской Федерации), в том числе для реализации федеральных (региональных) целевых программ .
- Согласно пункту 1 статьи 5 Закона о занятости населения государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость и в этих целях, в частности, осуществляет создание государственной службы занятости населения (абзац 5 статьи 14 Закона о занятости населения, пункт 6 статьи 1 Закона о внесении изменений).
- Полномочия, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Закона о занятости населения, осуществляют органы службы занятости субъекта Российской Федерации (пункт 7 статьи 1 Закона о внесении изменений (пункт 2 статьи 15 Закона о занятости населения).
- Таким образом, услуги в области содействия занятости населения Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 Закона о внесении изменений, подпункт 3 пункта 1 статьи 7.1 Закона о занятости населения) оказываются органами службы занятости субъектов Российской Федерации во исполнение государственной политики содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
- Поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 7.1 Закона о занятости населения (пункт 4 статьи 1 Закона о внесении изменений) средства на осуществление указанных в пункте 1 статьи 7.1 Закона о занятости населения полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, привлечение в случае необходимости физических и юридических лиц в целях непосредственной практической реализации данных полномочий следует рассматривать как потребность субъектов Российской Федерации в их услугах, т.е. государственные нужды, которые осуществляются в рамках размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
- Согласно пункту 1 части 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции не является государственной помощью предоставление преимущества отдельному лицу в результате определенных федеральными законами действий уполномоченного органа, по результатам торгов или иным способом, определенным законодательством Российской Федерации размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
- Учитывая изложенное, осуществляемые органами службы занятости субъектов Российской Федерации полномочия по оказанию услуг в области содействия занятости населения, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 7.1 Закона о занятости населения (пункт 4 статьи 1 Закона о внесении изменений), не являются предоставлением государственной помощи и не регулируются положениями главы 5 Закона о защите конкуренции.
- И.Ю.АРТЕМЬЕВ